Все новости
Образование
30 Ноября 2023, 11:41

Башкирия поделится опытом развития полилингвального образования на международном форуме

Полилингвальное образование — один из эффективных способов сохранения и развития родных языков. В Башкортостане курс на создание подобных учреждений был взят еще в 2019 году. Чтобы представители всех народов, а их в республике проживают более 150, жили в дружбе, уважая культуру, язык и ценности друг друга.

На сегодняшний день в регионе действуют уже восемь полилингвальных школ. Две из них находятся в Уфе, по одной - в Нефтекамске и Стерлитамаке. Еще две школы распахнули свои двери в начале этого учебного года в селе Акъяр Хайбуллинского района и городе Учалы. Также в полилингвальные общеобразовательные организации перепрофилированы школа № 2 села Мишкино и Сибайская гимназия-интернат. А также открылись полилингвальные классы в будущих полилингвальных общеобразовательных организациях — в школе села Новые Татышлы, школе села Бижбуляк и Баймакском лицее-интернате.

В общей сложности с начала нового учебного года во всех 8 полилингвальных школах обучаются более 7500 человек, из них 1091 первоклассников. По словам министра образования и науки Башкирии Ильдара Мавлетбердина, полилингвальное образование в республике уникальное и отличается от других субъектов, потому что реализуется с внедрением обучения наряду с русским родного башкирского и других языков народов РБ. «В Нефтекамске у нас успешно функционирует школа-интернат с обучением на татарском языке. 1 сентября открылась школа с обучением на марийском языке в Мишкинском районе. Также планируем открыть школы с обучением на чувашском языке в Бижбулякском районе и на удмуртском языке — в Татышлинском районе», — рассказал на пресс-конференции в агентстве «Башинформ» министр.

Количество желающих учиться в полилингвальных общеобразовательных организациях ежегодно растет. Это и понятно, полилингвальные школы оснащены самым современным оборудованием, имеются многофункциональные коворкинговые пространства, созданы условия для самореализации, творчества и созидания. В конечном итоге все это способствует повышению качества образовательного процесса. Из года в год школьники показывают хорошие результаты по итогам экзаменов, олимпиадному движению, участию в проектах и конкурсах, отмечают в региональном минобразования.

В 2022-2023 учебном году 4 обучающихся 1-й полилингвальной гимназии набрали 100 баллов на ЕГЭ по химии, физике и русскому языку. 70 обучающихся почти по всем предметам по ЕГЭ набрали высокие баллы (от 70 до 100 баллов).

21 обучающийся является победителями и призерами на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. 8 обучающихся стали победителями и призерами муниципального этапа, 3 — победителями и призерами заключительного этапа межрегиональной олимпиады по башкирскому языку и литературе.

Кроме того, в полилингвальных школах реализуются такие интересные проекты, как «Путь к успеху», который дает возможность детям пообщаться с руководителями ведомств, депутатами, известными деятелями науки, искусства, спорта, «АтайсалSchool», в рамках которого обучающиеся 7-11 классов представили свои инициативные проекты и выиграли гранты в объеме 500 тысяч рублей, «Школьная археология», игровой проект «GeoLing-Ильгизар», полилингвальный слет «Етегән» и другие. 

Третий год подряд Республиканской полилингвальной многопрофильной гимназией №1 организуется Межрегиональная полилингвальная олимпиада школьников «Агидель». Олимпиада помогает приобщать детей к культурному наследию народов Башкортостана, России и мира. Отрадно, что в олимпиаде принимают участие школьники не только Республики Башкортостан, но и Республики Татарстан, Свердловской, Оренбургской областей и Пермского края. 

Полилингвальные многопрофильные школы также активно сотрудничают с вузами республики, на базе школ созданы и работают инновационные площадки.

Как отметил на одном из совещаний Глава Башкирии Радий Хабиров, полилингвальные школы должны быть лучшими в республике во всех аспектах:

«И по качеству обучения, и по качеству педагогического состава, и по качеству дополнительных возможностей, и, что очень важно, по качеству материальной базы. На сегодняшний день мы видим, что наш проект сети полилингвальных гимназий становится интересным и требует с нашей стороны дальнейшей доработки и расширения».

В связи с этим принято решение по созданию Республиканского полилингвального образовательного центра. Сейчас разрабатывается его концепция и определяются источники финансирования.

Планируется, что в данном центре круглогодично будут проводиться полилингвальные смены, слеты, учебно-тренировочные сборы, семинары как для обучающихся, так и для педагогов полилингвальных общеобразовательных организаций. 

В целях оказания методической помощи учителям полилингвальных школ в 2023 году в регионе стартовал новый проект - республиканский полилингвальный фестиваль «Формула успеха». За 9 месяцев этого года фестиваль прошел трижды: в марте в республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии № 2 «СМАРТ», в апреле в полилингвальной многопрофильной школе №23 города Стерлитамака, в сентябре в республиканской полилингвальной многопрофильной гимназии № 1. Участники фестиваля посещали открытые уроки, мастер-классы и занятия по внеурочной деятельности, которые проходили на русском, башкирском и иностранном языках.

Кроме того, с 2023 года в республике учреждено ежегодное денежное поощрение 20 педагогам полилингвальных школ, преподающим учебные предметы на билингвальной и полилингвальной основах. Размер выплат составляет 50 тысяч рублей. 

Также по поручению Главы республики в марте этого года делегация из республики посетила Узбекистан с целью изучения опыта работы Агентства президентских образовательных учреждений. В ноябре 2023 года планируется посещение Республики Казахстан.

Одной из передовых школ, определяющих развитие полилингвального образования в Башкирии, является республиканская полилингвальная многопрофильная гимназия №2 «Смарт», которая открылась в уфимском микрорайоне «Яркий» в 2019 году.

По словам директора Наиля Аминева, с первых дней в школе детям преподают русский, башкирский и английский языки. Уже в младшем звене здесь формируют лингвистические классы, в которых дополнительно изучают французский и немецкий. В среднем звене формируют медицинский класс, в программе которого предусмотрены часы по латыни.

Помимо изучения языков как отдельного предмета, часть дисциплин также преподаются на нескольких языках. В частности, в младших классах «Окружающий мир» учителя ведут и на русском и на башкирском языках. А с 5 по 11 класс биологию изучают на русском и английском языках.

«Сейчас дети очень мобильные, чем раньше мы будем им давать изучать языки, тем больше у них в будущем будет возможностей. Я это даже по своей дочери сужу. Если до двух лет она знала только родной, башкирский, то к четырем годам в детском саду освоила русский. Теперь сама рвется изучать английский», - поделился руководитель мультиязычного образовательного учреждения.

К слову, в том же «Ярком» есть и полилингвальный детсад, где воспитанники изучают три языка. Всего на сегодняшний день в Башкирии в 50 детских садах открыты 72 полилингвальные группы для дошкольников. Получается некая преемственность, когда дети к первому классу уже получают базу, а в школе углубляют свои знания и через несколько лет гимназия выпустит целую армию полиглотов, знающих назубок родной язык и знающих культуру других народов. Специально для этого Институтом развития образования Башкирии организована сетевая инновационная площадка «Полилингвальное образование как средство социально-коммуникативного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Сегодня в Башкортостане очень много делается для развития полилингвального образования: улучшается материально-техническая база школ, обеспечение учебно-методической литературой, особое внимание уделяется подготовке кадров, проводятся обучающие семинары, тренинги для педагогов, конкурсы, олимпиады для обучающихся.

Однако региональные власти ставят перед собой задачу создать инновационную модель полилингвального образования, которая включает в себя не только передовые методики в сфере образования и воспитания детей, а также учитывает национальные и этнокультурные особенности региона. Планируется, что такая модель может быть применима не только для Башкирии, но и других многонациональных регионов нашей страны.

Источник: https://rbsmi.ru/work/frontend/web/issue-map/update/1840669 

Автор:
Читайте нас: