Все новости
Общество
18 Апреля 2022, 17:01

О марийском празднике Кугече

Мари на этой неделе празднуют древний праздник Кугече

Великий день народа мари

Мари на этой неделе празднуют древний праздник Кугече

Марийский праздник Кугече чаще всего на русский язык переводят, как Пасха. Это не совсем верно. Кугече - праздник древний, который одними корнями тянется к древнему празднику весны лесных охотников – Шошо (Весна), другими – к иранскому Наврузу (Новый день) и шумерскому новому году – началу месяца Бараг-заг-гар-ра (Престол святилища).

Тут может возникнуть вопрос, с иранцами более-менее понятно, а какое отношение мари имеют к древним шумерам? Ответим – такое же, как и все земледельческие культуры Европы. Ведь все земледельческие племена в древности, так, или иначе, были связаны с шумерами. Их календари и мифология повлияли на все соседние народы, а от них передавались дальше. Поэтому марийская Юмынўдыр (Небесная дева) очень близка к шумерской Инанне, а Юмо тесно связан с шумерским Думузи. Хотя Юмо вряд ли имеет прямую связь с Думузи. Образ Думузи сначала повлиял на ирано-арийских Йиму и Яму, на балтского Юмиса, а через них и на финно-угорских Иммеля, Юмалу, Юмо. Но, вероятно, образ Думузи попал к финно-уграм не только через одно некое племя, мигрировашее на север. Поэтому у некоторых финно-угорских народов, например, Омоль у коми, образ скорее отрицательный, чем положительный. Например, ингуши божеству Тамыж-Ерды поклонялись ночью. Марийские не имеющие потомства Йамази кува и Йамази кугыза могут быть связаны с неким божеством некого народа, имеющим происхождение от шумерского Думузи. Да и сам Думузи с одной стороны был богом плодородия, с другой – был тесно связан с миром предков. Хотя следует отметить, в древности почти все божества плодородия так или иначе были связаны с миром духов, миром мертвых. Ведь, чтобы взошли восходы, зерно, брошенное на землю, должно погибнуть, чтобы родилась новая жизнь, с прошлым нужно попрощаться. Ещё нужно отметить, что и шумерский Думузи, и арийский Яма, и иранский Йима, и саамский Ибмель (Иммель) также являются божественными первопредками. С марийским Юмо, который имеет два корня, не всё так однозначно. С одной стороны он бог неба, с другой – некий небесный всадник, спускающийся на праздник Кугече с неба на землю. Тут он очень похож на угорского Мир-Сусне-Хума и иранского Йиму. Возможно, у древних финно-угров за плодородие отвечал как раз бог неба, поэтому именно он и слился с богом плодородия древних земледельцев, которого многие называли Думузи или Юмис.

Веральден-ольмай (Веральден-радиэн) - «Муж (господин) мира, Вселенной» - воплощал Мировой столп, поддерживавший небосвод, над его алтарем саамы воздвигали столб или дерево; он считался также покровителем оленей. (Его имя свидетельствует о скандинавском заимствовании: скандинавский бог мира и плодородия Фрейр именовался Веральдар-год, «бог мира».)

Дж. Квигстад (1903) сравнивал саамского бога плодородия с римским Сатурном: «Для всего, что будет расти и развиваться, они призывают Вералден Олмай (Weralden Olmai) или Сатурна (Saturnus). Вералден Олмай был Богом плодородия моря, земли и сельского хозяйства. Они думают, что все звери и крупный рогатый скот подчиняются воле Бога плодородия».

Теперь уже трудно выяснить, как в древности мари называли небо. Нынешнее слово «кава» (небо) заимствовано или от тюркоязычных народов, или от ирано-арийских. И в тех и других языках оно обозначает воздух. Есть в марисйком языке слово «юж» (воздух), но и это слово, скорее всего, заимствовано от индо-европейского Дьяус, в древности означающего небо, и родственно греческому имени бога Зевса. Возможно, у мари слово, обозначающее небо, было созвучно слову Юмо. Например, по-ненецки небо - Нум, а владыка подземного мира - Нга. Как тут не вспомнить марийскую легенду о Юмо и Йыне, или саамскую легенду о Иммеле (Юбмель) и Чанне (Перкель)?  

Но вернемся к марискому празднику Кугече. Сейчас этот праздник мари празднует вместе с православнымой Пасхой. Но в древности эти праздники отмечали в разное время. Марийский праздник Кугече больше близок к Наврузу – его можно считать древним марийским новым годом. Отличие только в календаре. Если у иранцев был солнечный календарь, то у мари, как и у шумеров – лунно-солнечный. Сейчас мари дл празднования Кугече ждут весеннего равноденствия, а потом – полнолуния, после полнолуния – четверга. Ожидание полнолуния, скорее всего, влияние хазар. Ведь марийский Кугече больше всего похож на иранский Навруз – праздник Нового года. Иранцы в это время почитали Йиму, мари – Юмо. Но в древности мари новый год никак не могли начинать в полнолуние. Чтобы встретить Новый год, нужно ждать не полнолуния, а новолуния.

Если сравнивать древний весенний марийский Новый год – Кугече с шумерским Новым годом, мы найдем много общего. Шумеры отмечали Новый год накануне равноденствия во время разлива рек. Мари, скорее всего, делали немного по-другому. Если взять культ Небесной утки и день возвращения это Утки – Венеры в своё гнездо – Плеяды (3-4 апреля), мари вряд ли отмечали весенний Новый год до весеннего солнцестояния. Тем более Новый год по-марийски – У ий, что дословно переводится, как «Новый лёд». Выражение «прошёл год» по-марийски будет звучать как «ий эртыш» - лёд ушел.

Шумеры в свой Новый год почитали весеннего бога, бога плодородия и первопредка (хотя многие исследователи их считают разными божествами) Думузи. Мари – Юмо и всех предков. Шумеры считали, что Думузи живёт на земле до летнего солнцестояния, затем он снова уходит в подземный мир. У мари с летним солнцестоянием связан прздник Кўсє (Сўрем). Если почитать работы разных исследователей, можно прочитать, что раньше Юмо в священных рощах молились только до окончания Кўсє. После этого уже молились только Кереметам. А в Кўсото выходили только осенью в ноябре или в начале декабря. В общем, и тут можно найти связи с шумерским Думузи и марийским Юмо. А если между ними поставить балтского бога плодородия Юмиса (символ которого двойной колос), его жену Юмалу, сходства только увеличиваются.

В конце стать ещё раз подчеркну – тут не говорится, что мари являются чуть ли не прямыми потомками шумеров. В древности многие народы были намного ближе к древнейшей на земле цивилизации, но мировые религии стерли эту связь. А мари остались язычниками, поэтому и сохранили древние земледельческие обряды и верования, тянущиеся корнями к тем самым загадочным шумерам.

Вячеслав Камилянов.

Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: