Все новости
Культура
13 Июля , 12:47

Священному месту – почет и уважение

В деревне Староваськино восстановили молитвенное место «Шелык кумалтыш»

Священному месту – почет и уважение
Священному месту – почет и уважение

Несмотря на то, что в последние тридцать лет жизнь людей сильно изменилась, мари Мишкинского района продолжают придерживаться древних обычаев. Люди понимают, что традиции предков – это не суеверие, а, прежде всего, многовековая культура народа, уходящая корнями к заре всего человечества. Марийское язычество тесно связано с верованиями древних шумеров, вавилонян, персов, египтян, греков, римлян, кельтов. Но к настоящему времени все эти культуры исчезли, а мари смогли сохранить невидимую нить с прошлым. Не зря их называют «последними язычниками Европы».

Марийское язычество имеет очень глубокие корни. Это только со стороны кажется, что мари молятся деревьям, почитают разные стихии, верят в глупые приметы... На самом деле в этих верованиях сокрыты древние знания предков о природе – движении солнца, планет, фазах луны, росте растений, миграции зверей и птиц. Мари в старину знали обо всем этом и старались относиться бережно ко всему живому. Но живыми считали не только зверей и птиц, но и деревья, травы, землю, воду, огонь и воздух. Так как мари были земледельцами, особо почитались духи и боги земли – Мланде Ава (Мать земли), Мланде Он (Господин земли), Мланде водыж (Дух земли), которых собирательно называют Агавайрем юмо (бог праздника пашни), ведь именно от них, по большому счету, зависел будущий урожай. По представлениям мари, эти боги и духи живут на девственном участке поля вблизи деревни – «шелык». Само слово, скорее всего, славянского происхождения и в оригинале звучало, как «целик». Этому не следует удивляться, мари себя считают народом потомками мери, жившими далеко на западе. Какое-то время соседями мари были ещё придерживающиеся язычества славяне. Эти народы часто перенимали обычаи и образ жизни друг друга. Мари учили славян жить на новом месте, славяне же делились секретами выращивания новых культура, приготовления разных блюд. Так к мари попали млины – мелна (блины), папа, папушник – папай (мягкий пшеничный хлеб). Что интересно, в русском языке слова «млин» и «папа» уже исчезли, сохранились они только в западнославянских наречиях. Названия хлебобулочных изделий и священного места в поле говорят о тесных связях между мари и первыми славянами. И что забыли давным-давно восточные славяне, чтут и берегут мари. До сих пор в каждой деревне помнят места, где живут духи и боги земли. В некоторых местах они уже облагорожены, в других – ждут своей очереди. «Шелыкы» восстановлены в таких деревнях, как Ирсаево, Нижнее Сорокино, Верхнее Сорокино, Чебыково, Чураево. Недавно эта работа была сделана и в Староваськино.

Идею восстановить священное место первой, 18 июня, озвучила активистка деревни Марина Яшкина. Её сразу же поддержали почти все жители. Чтобы предварить задуманное в жизнь, была создана инициативная группа, куда вошли Анатолий и Светлана Александровы, Екатерина Александрова, Жанна Александрова, Светлана Александрова, Сергей Аспаев, Надежда Ахмадеева, Анатолий Исадыков, Юрий Мурзабаев, Екатерина Росихина, Регина Салмиянова, Сергей и Наталья Шамурзановы, Динара Васильевна, Анатолий и Марина Яшкины, Динара Владимирова. Посоветовавшись, члены группы решили не просто обновить лежащие в «шелыке» бревна, но и поставить символические ворота.

Хотя к этому времени проводить моление в «шелыке» было уже поздно, работу откладывать в долгий ящик не стали и сразу приступили к работе. В первую очередь попросили помощи у главы админстрации СП Мишкинский сельсовет Рустама Ишмакаева. Рустам Адгатович в помощи не отказал и предоставил для священного места бесплатно три липы, которые были привезены уже 21 июня. Бревна привезли камазист Владимир Мусалин и его помощник Павел Яваев. В этот же день заказали материал для ворот.

23 июня в деревне Староваськино провели сход граждан, где было решено выполнить необходимую работу в ближайшее время. Вся основная работа была выполнена 2 июля. Жители деревни, собравшись дружно, ошкурили липы и положили П-образно, как и положено, в священном месте, затем, чтобы они быстро не прогнили, обработали специальной пропиткой. Другие в это же время косили траву и начали устанавливать ворота. К 5 июля вся работа была завершена.

Восстановленное священное место было торжественно открыто 11 июля. Для проведения обряда был приглашен местный мушан (марийский священнослужитель) Эсен Элай. Провести само моление запланировано уже на следующий год. Ведь по марийским обычаям оно должно проходить только в определенное время – в воскресенье после проведения праздника Семик (Семык).

На открытие священного места пришли не только взрослые и пожилые люди, но и дети. Это символично. Ведь продолжить многовековые традиции марийского народа в будущем предстоит именно им.

Священному месту – почет и уважение
Священному месту – почет и уважение
Священному месту – почет и уважение
Священному месту – почет и уважение
Священному месту – почет и уважение
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: