Все новости
Культура
17 Июня , 13:43

О марийском празднике Семик

Как мари отмечают этот языческий праздник

О марийском празднике Семик
О марийском празднике Семик

К празднику Семык (Семик) народ мари начинает готовиться с понедельника. В этот день варят квас (пура). В старину это делали возле рек и речушек, варили по 10-12 ведер. Квас часто подслащали мёдом (мӱй). Для этого его заранее варили, потом охлаждали. Затем просто добавляли в квас. Такой квас мари называют «ужар шоҥан семык пура» (семиковый квас с зелёной пеной).

К празднику Семык все мари готовят новую одежду.

Во вторник мари убираются в доме, чинят забор. В доме моют всё посуду, все ложки. Если есть серебряные, медные, бронзовые предметы, их чистят до блеска.

В этот же день готовят праздничные блюда. В старину главным на столе был пирог из овсяной крупы. Делали его из ржаной муки. Для начинки овёс варили в молоке. Пирог должен был быть прямоугольным или в форме полумесяца. Пирог посвящается богам Кугу Юмо (Великий Юмо) или Мланде Ава (Мать земли). Вместе с этим пирогом готовят и другие блюда. Иногда сушат или вялят рыбу.

Во вторник также готовят свечи. Свечи должны быть восковыми, магазинные или церковные не подойдут – просьбы и пожелания до предков не дойдут. Если воск кусковый, его растапливают на сковороде, если листовый, катают. Фитиль раньше делали из пеньки. Его крутили справа налево – против часовой стрелки. Сейчас вместо пеньки часто используют стерильную вату. По записям финского исследователя Ю. Вихмана свечей на Кугече должно быть 17, на Семык – 21. Первые три свечи должны быть длиннее других. Первую в одних местах ставили для Кугу Юмо, вторую - для Киямат тӧра (господин загробного мира), третью – для Киямат савуш (помощник Киямата тӧра). В других местах – для Киямат тӧра, Киямат савуш и Тамык вуй (главный в загробном мире). В третьих местах - для Киямат тӧра, Киямат савуш и главного покойника в роду. Ещё одну свечу готовили для безродных покойников – Утым кува и Утым кугыза. Свечу для них прикрепляют на каркас двери.

Вечер вторника у мари считается самым тревожным, а ночь со вторника на среду – опасным. Поэтому во вторник из леса приносили ветки можжевельника, их зажигали и обкуривали дом, двор, разные постройки. Затем ворота, сарай, баню, дом обрызгивали родниковой водой. В разных местах втыкали прутья шиповника.

Почему ночь на Семык так опасна? По поверью мари, в эту ночь, превратившись в кошек, котов, гусей или других зверей, ходят колдуны и колдуньи, которых мари называют «пӱчкедыше» (режущий). Ведь у них у всех при себе есть маленькие ножницы. Они отрезают у человека немного волос, часть одежды и с помощью них стараются навести порчу. Иногда эти колдуны и колдуньи ходят в человеческом облике, их может выдать только наличие в кармане или руках ножниц. По ночам часто ходят группой. В одну такую ночь одного мари внезапно такие колдуны окружили на мосту. Жизнь его была на волоске. Но один из колдунов оказался его другом. Под страхом смерти ему велели молчать об увиденном. Об этом случае этот мари рассказал только перед смертью, назвав все имена окруживших его людей.

Эти колдуны или колдуньи, чаще всего встречались колдуньи, по марийским сказкам, ходят от Кугече (Навруз, Пасха) до Семыка семь недель. А в ночь на Семык идут на кладбище и выполняют разные обряды. Но чтобы выполнить обряд, нужно было два человека. Одна из колдуний залезала на дерево и спускалась вниз головой, другая лежала на земле, изображаю больную или искалеченную…

В ночь на Семык деревням и людям угрожали и другие опасности. Поэтому мари не спали всю ночь. После полуночи иногда стреляли из ружей, щёлкали кнутом, пропитанным лошадиным потом, жгли костёр. Иногда для охраны деревни нанимали какого-нибудь подростка из другой деревни. Перед дежурством его хорошо кормили, а утром, заплатив за работу, изгоняли из деревни, «избивая» розгами.

В ночь перед Днём свечи (Сорта кече), днём, когда зажигаются свечи в честь предков, мари совершали ещё один обряд. Вернее, обряд этот совершали девушки и женщины – они в полночь купались в каком-нибудь озере, посвященном небесной праматери – водоплавающей птице, чаще гусыне. Поэтому такое озеро часто называлось «Комбо ер» («Гусиное озеро»). При купании головной убор не снимали, а марийский женский головной убор напоминал облик водоплавающей птицы, поэтому издалека казалось, что плавают гуси или утки. Выйдя же на берег, девушки-гусыни быстро «превращались» обратно в людей. Возможно, отсюда и родилось поверье, что ведьмы и колдуньи превращаются в гусынь. Мужчинам в эту ночь к таким озёрам подходить строго запрещалось. Но смельчаки находились… Судьбы их складывались по-разному – кто-то погибал, кто-то находил себе красавицу-невесту... Вот такое вот марийское «Лебединое озеро», вернее «Гусиное»...

В День свечи нужно встать до восхода солнца и затопить баню. Звали предков по-разному. Где-то при растопке бани, где-то с утра разводили в печи огонь. Где предков приглашали при растопке бани,  печь в доме топили только после того, как мылись. Связано это с тем, что в старину предков приглашали накануне праздника – ещё во вторник. Они проводили ночь в доме. Но обряды со временем упростились и предков стали приглашать рано утром – до восхода солнца. Тут нужно помнить одно – предков зовут в гости, разжигая огонь.

В баню сначала идёт глава семьи. Он приглашает с собой всех мужчин. После его возвращения, духов предков женского пола приглашает хозяйка. После бани обязательно нужно надеть новую одежду.

После того, как все помоются, пекут блины (в старину пекли лепёшки) и варят яйца. Их красят с помощью шелухи лука.

Нужно помнить – в среду утром нельзя ходить в гости к людям. В старину таких людей считали колдунами или ведьмами.

В День свечи (Сорта кече) в среду нельзя делать никакую работу. Раньше не пасли и скотину.

Пока хозяйка печёт блины, хозяин дома готовит поминальное место. Место готовят рядом с дверью, чаще – по правую сторону от двери. Местом может служить самодельная табуретка или небольшой столик. Туда ставят разную еду. Свечи прикрепляют или к ситу (решету), или к полену. Местами используют полено с мякиной. Полено после праздника выкидывать нельзя, он должен до следующего года храниться на чердаке.

Если свечи прикрепляют к решету, на дно его сыплют немного зерна. Это решето символизирует созвездие Плеяд (по-марийски «Лудо пыжаш» – Утиное гнездо или «Шоктешӱдыр» – Созвездие решета), откуда и прилетела на землю Небесная утка («Кавасе лудо»). Небесной уткой мари называли Венеру, ведь она через каждые 8 лет 4 апреля возвращается в своё гнездо. В последний раз возвращалась в 2020 году.

Свечи зажигают после полудня. К этому времени хозяйка успевает испечь блины и сварить суп. Суп обычно варят куриный. Рядом с решетом или поленом ставят разные яства, квас, в отдельную тарелку кладут крашеные яйца. Свечи должен зажечь глава семьи. Первую – Киямат тӧра (Владыка мира предков), вторую – Киямат савуш или саус (его помощник), третью – или Тамык вуй (хозяин мира мертвых), или Узьмак вуй (хозяин светлого места в мире предков), или самому главному предку в роду. Потом – всем остальным. Сначала – более дальним предкам, потом – недавно ушедшим. Зажигая свечи, просят у предков дать мира, добра, богатств, хорошую погоду, взаимопонимания в семье, здоровья...

В конце ещё одна свеча зажигается на дверном косяке. Эта свеча предназначается для «Утым кува и кугыза». «Утым кува и кугыза» - это безродные старик и старуха. Они символизируют покойников, у которых прервался род. То есть их уже некому поминать

После того, как зажгут все свечи, поминают предков, кидая кусочки блинов в решето (ящик) и говоря: «Шужо». У слова «шужо» есть сразу два значения, оно обозначает «пусть дойдет» и «голодай». И объяснения два. По одной версии, говорят «пусть дойдет» потому, чтобы пища дошла до покойника. По другой «шужо» означает «голодай», ведь в мире предков всё наоборот, и слово «голодай» означает «будь сытым». Тут, скорее всего, верны оба значения - мари специально подобрали такое слово, которое имеет сразу два смысла.

На поминки собираются все родственники. Помянув в одном доме, идут в другой. В старину, если деревня была небольшой, все жители поминали предков по очереди в каждом доме.

На поминках участвуют все члены семьи и гости. Пока свечи горят, все садятся за стол, чистят яйца и режут. Но это делается не ножом, а белой ниткой, чтобы гости из другого мира не порезали пальцы. Потом все едят, вспоминая предков. Свечи не должны полностью догореть. По словам мари, огарок должен быть длиннее ширины пальцы – иначе обожжет пальцы предков. Поэтому догорающие свечи снимают с решета и тушат. Когда начинают догорать последние свечи, предков провожают. Провожая, мари берут со стола решето (полено) со свечами, еду и напитки, одно яйцо и выходят к воротам. Там ещё раз всех поминают всех, пьют квас, после этого остатки еды кидают на землю. Их должны съесть собаки, куры или другие птицы. Яйцо, чуть разбив скорлупу, кидают рядом. По словам мари, чтобы его предки катили к себе. Провожать предков выходят не все, кто-то должен остаться в доме. После провод все заходят в дом и оставшийся там спрашивает: «Что передали предки? Как велели жить? Каким будет год?». Проводившие «гостей» люди ему отвечали: «Предки велели жить дружно, не ссориться, сказали, что год будет урожайным...».

После поминок все члены семьи, за исключением маленьких детей, больных и стариков, идут на кладбище. Туда с собой берут три свечи, блины, квас и другую еду. Свечи зажигают у изголовья из покойников – главы рода. Пока горят свечи, угощения кладут на могилы всех родственников, у мари они обычно лежат рядом. Если надо наводят порядок. После того, как свечи догорают, люди идут поминать своих друзей, знакомых, дальних родственников. Но в некоторых деревнях на кладбище ходят в пятницу недели Семык.

В деревнях Мишкинского района в неделю праздника Семык проводили моление «Агавайрем» (праздник поля), который также называют «Шелык кумалтыш» (моление в шелыке). Шелыком мари называют участок целины рядом с деревней. По древним представлениям, именно там живёт дух земли (вернее, парные духи земли – Мать земли и Дух земли), дающий богатый урожай. Это праздник состоит из двух частей: изнание нечисти – Сўрем поктымаш и само моление «Агавайрем». Нечисть изгоняют в субботу вечером. После того, как разжигают священный огонь в «шелыке», молодежь идет по улице, ударяя прутьями ворота, стены домов – так изгоняется прошлогодняя нечисть. Изгоняя их, молодежь собирает яйца. После прохождения по всей деревне, прутья или сжигаются, или кидаются  в озеро. Затем участники обряда снова собирается в «шелыке» и охраняют священный огонь всю ночь. Ведь по древним поверьям, если со священного места ночью будет украдена земля, дух земли потеряет силу и год будет неурожайным.

В воскресенье проходит мление «Агавайрем». Им и завершается праздничная неделя.

Вячеслав Камилянов

О марийском празднике Семик
О марийском празднике Семик
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: