Все новости
Культура
4 Июня 2023, 20:11

Вот почему не было дождя

В деревне Нижнесорокино Мишкинского района провели увлекательный марийский праздник изгнания злых духов и попросили у Юмо и богов ветра пригнать тучи.

Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя

Нижнесорокино – деревня небольшая, но дружная. Жители отличаются ещё и тем, что бережно хранят традиции предков, стараются изучить историю родной деревни. Кстати, часть истории деревни Нижнесорокино почему-то приписали к Мишкино. Это документ

№ 60. 1709 г. февраля 24. - Запись башкир Казанской дорога, Калнинской вол. Науруса Байгозина с товарищами мари Осинской дороги Михаилу Исенбаеву с товарищами о припуске их в свою вотчину.
Февраля в 24 день писана запись такава: Уфинского уезду, Казанские дороги, Калнынские волости башкирцы Наурус Байгозин, Коштан Чюмаков, Утяк Семкин дали на Уфе сию на себя запись Уфинского уезду, Осинские дороги, деревни Саискановы черемисам Михайлу Исенбаеву да Албаю Алтыбаеву да Уруспаю Агильдину в том, что ходить им, Михайлу с товарищи...

Обясним: Саисканово – это башкирское название деревни Нижнесорокино. Вернее, тогда было только одно Сорокино – на реке Иняк. Но кто-то почему-то решил, что в документе говорится об основании Мишкино и село получило название именно от этого Михайлы. Тут сразу нужно отметить, что мишкинцы и сорокинцы - это разные группы мари с немного отличающимися обрядами, со своими молельными рощами. Да, эта группа мари на месте села Мишкино основала деревню Шигаманово или Шагамоново (по договору № 149 от 28 декабря 1713 года), но в какое-то время её население сменилось. И в договоре Михайло Исенбаев не упоминается: «Данная запись башкира Казанской дороги, Дуванейской вол. Атяки Куюкова мари Осинской дороги Айгильде Байгильдину с товарищами на свои пашенные земли с угодьями. Уфимского уезду, Казанские дороги, Дуванейские волости, деревни Старой Ишеевы башкирец Атяка Куюков дал есми в Бирску сию на себя запись Уфинского ж уезду, Осинские дороги, деревни Шигамановы черемисину Айгильде Байгильдину да Именю Байгильдину ж, Матишу Чабыкову, Кусюкбаю Трошкину в том: отдал я, Атяка, им, Айгильде с товарыщи, в вотчине своей под усад и под пашну земли и сенные покосы, и бортной ухожей, и звериные ловли, и бобровые гоны…».

Нижнесорокинцы знают и помнят об этом и никак не могут понять, зачем кому-то нужно было забрать часть их истории. Помнят они и древние обряды. Но многое к сегодняшнему дню стерлось из памяти. Так было и обрядом изгнания злых духов. Все помнят, что ходили с прутьями и били по заборам, воротам, калиткам, что собирали яйца, бросали прутья в озеро, прыгали чрез огонь... Но вот как начинался обряд, как он был связан с молением Агавайрем, подзабыли. Утраченные знания помогли восстановить работы исследователей 20 века. Так, использую разную литературу и записав воспоминания местных жителей, обряд удалось восстановить полностью. Дело оставалось за самым сложным – заинтересовать людей. В этом поприще постарались глава сельского поселения Ирсаевский сельсовет С. Хазиев и актив деревни Нижнесорокино. Сначала собрали сход граждан, ещё раз расспросили у местных жителей, кто что помнит? Распределили, кто что будет делать в назначенный день...

По старинной традиции злых духов мари Мишкинского района всегда изгоняли в один и тот же день – в субботу недели Семык (Семик), этот обряд был началом моления Агавайрем, который проходил на следующий день. Молодежь выходила на улицу после возвращения в деревню стада. Но всё начиналось на священном участке земли – шелык.

В назначенный день все собрались именно на этом месте. Местный карт зажёг священный огонь, пожелавшие участвовать в древнем обряде сделали вокруг него три круга, съели по куску освященного хлеба и пошли по улице, изгоняя из домов и дворов всю нечисть...

Остальные жители деревни с большим интересом отнеслись к полузабытому обряду, выносили яйца, хлеб... Пройдя через всю деревню, участники процессии пошли к уже поджидавшему у озера костру...

Совершив там особый ритуал, все вернулись к священному участку земли, где горел изгоняющий духов и защищающий родную землю огонь. По старинной традиции этот костёр нужно охранять до утра. Но жители деревни до сих пор тверды в вере предков, они решили дежурить у этого огня по очереди до самого начала моления.

На молении первым делом попросили у богов неба, грозы,  ветра и других сил природы дождя и... чудо случилось. Через некоторое время после моления подул ветер, загрохотал гром и небо заволокло тучами. Оказывается, всему виной была нечисть, прятавшаяся в заброшенных домах, сараях, под мостами, которых не беспокоили уже полвека. Стоили их прогнать, как сразу начался дающий рост всему живому, благодатный дождь.

Вячеслав Камилянов.

Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Вот почему не было дождя
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: