Все новости
Культура
1 Июня 2023, 16:49

Увлекательный марийский праздник изгнания злых духов

Как проводили обряд изгнания злых духов – Сӱрем поктымаш в марийских деревнях Мишкинского района.

Описывая этот обряд, нужно учесть, что в каждой деревне были свои особенности проведения праздника. Сегодня приведем для примера обрядовую сторону жителей деревни Нижнесорокино (Ӱлыл Шогертен). Сӱремым поктымаш (Изгнание сӱрема) – часть праздника Агавайрем (Праздник пашни, поля). Он проводился в субботу вечером - накануне моления в «шелыке» (Агавайрем кумалтыш). «Шелык» - особое место для моления богам земледелия. После корчевания леса, мари часть земли никогда не вспахивали. Они верили, что именно на этом участке целины и живут боги земли Мланде Он и Мланде Ава (Отец и Мать земли), или Кинде Шочыктышо Юмо (Бог, рождающий хлеб), которых позже начали называть Агавайрем Юмо.

Перед началом обряда, вечером - после прихода стада, молодые парни собирались в «шелыке». Каждый из них приносил с собой по два черемуховых, рябиновых или ивовых прутка или палки. Их нужно было принести из леса. Один прут был длинным (до трех метров), другой – коротким (до метра). Затем карт в «шелыке» разводил костер. Парни с прутьями делали вокруг костра три круга, находили спрятанный в земле священный нож. Этим ножом они разрезали специально приготовленные для обряда «священный каравай хлеба», «священные яйца» и съедали. После этого ещё раз обходили вокруг костра и шли в деревню для совершения обряда Сўрем. От начала до конца деревни парни били прутьями столбы, заборы, ворота, встречный скот и людей. Заходили в дома, где были молодые невесты. Слегка били и их, выгоняя из «злых духов». Пока одни парни били прутьями заборы, другие обирали у населения яйца (сырые). Пройдя так всю деревню, нижнесорокинцы шли к озеру Бялет ер, там ломали прутья и кидали в воду. Иногда вода в озере к этому времени высыхала. В таком случае разводили костер и прутья сжигали. Затем все, взяв с собою яйца, шли обратно в «шелык». Там молодых людей ждали мари постарше. Вместе они в небольшом котле варили яйца и ели. Яйца также могли испечь на костре.

Костёр в «шелыке» горел всю ночь – до рассвета. Пока не расцветало, никто домой не уходил. Мари верили, что если в эту ночь кто-то украдёт землю со священного места, деревня может утратить благословение бога плодородия. То есть вместе с землёй жители других деревень могли унести и духов земли. А без этих духов не будет хорошего урожая.

Вячеслав Камилянов.

 

Увлекательный марийский праздник изгнания злых духов
Увлекательный марийский праздник изгнания злых духов
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: