Все новости
Культура
29 Мая 2023, 13:29

О марийском празднике Семик (окончание)

Как мари отмечают этот языческий праздник

В ночь перед Днём свечи (Сорта кече), днём, когда зажигаются свечи в честь предков, мари совершали ещё один обряд. Вернее, обряд этот совершали девушки и женщины – они в полночь купались в каком-нибудь озере, посвященном небесной праматери – водоплавающей птице, чаще гусыни. Поэтому озеро часто называлось «Комбо ер» (Гусиное озеро). При купании головной убор не снимали, а женский головной убор напоминал облик водоплавающей птицы, поэтому издалека казалось, что плавают гуси или утки. Выйдя на берег, девушки-гусыни быстро превращались в людей. Возможно, отсюда и родилось поверье, что ведьмы и колдуньи превращаются в гусынь. Мужчинам в эту ночь к таким озёрам подходить строго запрещалось. Но смельчаки находились… Судьбы их складывались по-разному. Вот такое вот марийское «Лебединое озеро», вернее «Гусиное»...

В День свечи нужно встать до восхода солнца и затопить баню. Звали предков по-разному. Где-то при растопке бани, где-то с утра разводили в печи огонь. Где предков приглашали при растопке бани,  печь в доме топили только после того, как мылись. Связано это с тем, что в старину предков приглашали накануне праздника. Они проводили ночь в доме. Но обряды со временем упростились и предков стали приглашать рано утром – до восхода солнца. Тут нужно помнить одно – предков зовут в гости через огонь.

В баню сначала идёт глава семьи. Он приглашает с собой всех мужчин. После его возвращения, души женщин-предков приглашает хозяйка. После бани обязательно нужно одеть новую одежду.

После того, как все помоются, пекут блины (в старину пекли лепёшки) и варят яйца. Их красят с помощью шелухи лука.

Нужно помнить – в среду утром нельзя ходить в гости к людям. В старину таких людей считали колдунами или ведьмами. Если хотите сходить в гости, это нужно делать ближе к полудню.

В День свечи (Сорта кече) в среду нельзя делать никакую работу. Раньше не пасли и скотину.

Пока хозяйка печёт блины, хозяин дома готовит поминальное место. Место готовят радом с дверью, чаще – по правую сторону от двери. Местом может служит самодельная табуретка или небольшой столик. Туда ставят разную еду. Свечи прикрепляют или к ситу (решету), или к полену. Местами используют полено с мякиной. Но полено после праздника выкидывать нельзя, он должен до следующего года храниться на чердаке.

Если свечи прикрепляют к решету, на дно его сыплют немного зерна. Это решето символизирует созвездие Плеяд (у марий – Лудо пыжаш – Утиное гнездо или Шоктешўдыр – Созвездие решета), откуда и прилетела на землю Небесная утка (Кавасе лудо). Небесной уткой мари называли Венеру, ведь она через каждые 8 лет 4 апреля возвращается в своё гнездо. В последний раз возвращалась в 2020 году.

Свечи зажигают после полудня. К этому времени хозяйка успевает испечь блины и сварить суп. Суп обычно варят куриный. Рядом с решетом или поленом ставят разные яства, квас, в отдельную тарелку кладут крашеные яйца. Свечи должен зажечь глава семьи. Первую – Киямат тєра (Владыка мира предков), вторую – Киямат савуш или саус (его помощник), третью – или Тамык вуй (хозяин мира мертвых), или Узьмак вуй (хозяин светлого места в мире предков), или самому главному предку в роду. Потом – всем остальным. Сначала – более дальним предкам, потом – недавно ушедшим. Зажигая свечи, просят у предков дать мира, добра, богатств, хорошую погоду, взаимопонимания в семье, здоровья...

В конце ещё одна свеча, но уже не на решете или полене, зажигается на дверном косяке. Это свеча для Утым кува и кугыза (безродные старик и старуха - покойники, у которых прервался род).

После того, как зажгут все свечи, поминают предков, кидая кусочки блинов в решето (ящик) и говоря: «Шужо». У слова «шужо» сразу два значения (омонимы): «пусть дойдет» и «голодай». И объяснения два. По одной версии, говорят «пусть дойдет» потому, чтобы пища дошла до покойника. По другой «шужо» означает «голодай», ведь в том мире всё наоборот, и слово «голодай» означает «будь сытым». Но, скорее всего, верны оба значения - мари специально подобрали такое слово, которое имеет сразу два смысла.

На поминки собираются все родственники. Часто ходят из дома в дом. Сначала покойником поминают и провожают в одном доме, потом – в другом.

Предков поминают все члены семьи. Пока свечи горят, все садятся за стол, чистят яйца и режут. Но это делается не ножом, а белой ниткой, чтобы гости из другого мира не порезали пальцы. Потом едят, вспоминая предков. Свечи не должны полностью догореть. По словам мари, огарок должен быть длиннее ширины пальцы – иначе обожжет пальцы предков. Поэтому догорающие свечи снимают с решета и тушат. Когда начинают догорать последние свечи, предков провожают. Берут со стола решето (полено) со свечами, еду и напитки, одно яйцо и выходят к воротам. Там ещё раз всех поминают, пьют квас и остатки еды кидают на землю. Их должны съесть собаки, куры или другие птицы. Яйцо, чуть разбив скорлупу, кидают рядом. По словам мари, чтобы его предки катили к себе. Провожать предков выходят не все, кто-то должен остаться в доме. После провод все заходят в дом и оставшийся там спрашивает: «Что передали предки? Как велели жить? Каким будет год?». Проводившие «гостей» люди ему отвечали: «Предки велели жить дружно, не ссориться, сказали, что год будет урожайным...».

После поминок все члены семьи, за исключением маленьких детей, больных и стариков, идут на кладбище. Туда с собой берут три свечи, блины, квас и другую еду. Свечи зажигают у изголовья из покойников – главы рода. Пока горят свечи, угощения кладут на могилы всех родственников, у мари они обычно лежат рядом. Если надо наводят порядок. После того, как свечи догорают, люди идут поминать своих друзей, знакомых, дальних родственников.

Вячеслав Камилянов.

О марийском празднике Семик (окончание)
О марийском празднике Семик (окончание)
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: