Все новости
Культура
26 Мая 2023, 15:38

О марийском празднике Семык (начало)

Как мари отмечают этот языческий праздник

К празднику Семык (Семик) народ мари начинает готовиться с понедельника. В этот день варят квас (пура). В старину это делали возле рек и речушек, варили по 10-12 ведер. Квас часто подслащали мёдом (мўй). Для этого его заранее варили, потом охлаждали. Затем просто добавляли в квас. Такой квас мари называют «ужар шоҥан семык пура» (семиковый квас с зелёной пеной).

К празднику Семык все мари готовили новую одежду.

Во вторник мари убирались в доме, чинили забор. В доме мыли всё посуду, все ложки. Если были серебряные, медные, бронзовые предметы, их чистили до блеска.

В этот же день готовили праздничные блюда. Главным на столе был пирог из овсяной крупы. Делали его из ржаной муки. Для начинки овёс варили в молоке. Пирог должен был быть прямоугольным или в форме полумесяца. Пирог посвящали богам Кугу Юмо (Великий Юмо) или Мланде Ава (Мать земли). Вместе с этим пирогом готовили и другие блюда. Иногда сушили или вялили рыбу.

Во вторник так же готовили свечи. Свечи должны быть восковыми, магазинные или церковные не подойдут – просьбы и пожеланий до предков не дойдут. Если воск кусковый, его растапливают на сковороде, если листовый, катают. Фитиль раньше делали из пеньки. Его крутили справа налево – против часовой стрелки. Сейчас вместо пеньки можно использовать стерильную вату. По записям финского исследователя Ю. Вихмана свечей на Кугече должно быть 17, на Семык – 21. Первые три свечи должны быть длиннее других. Первую в одних местах ставили для Кугу Юмо, вторую - для Киямат тӧра (господин загробного мира), третью – для Киямат савуш (помощник Киямата тӧра). В других местах – для Киямат тєра, Киямат савуш и Тамык вуй (главный в загробном мире). В третьих местах - для Киямат тӧра, Киямат савуш и главного покойника в роду. Ещё одну свечу готовили для безродных покойников – Утым кува и Утым кугыза. Свечу для них ставят на каркасе двери.

Вечер вторника у мари считается самым тревожным, а ночь со вторника на среду – опасным. Поэтому во вторник из леса приносили ветки можжевельника, их зажигали и обкуривали дом, двор, разные постройки. Затем ворота, сарай, баню, дом обрызгивали родниковой водой. В разных местах втыкали прутья шиповника.

Почему ночь на Семык так опасна? По поверью мари, в эту ночь, превратившись в кошек, котов, гусей или других зверей, ходят колдуны и колдуньи, которых мари называют «пўчкедыше» (режущий). Ведь у них у всех при себе есть маленькие ножницы. Они отрезают у человека немного волос, часть одежды и с помощью них стараются навести порчу. Иногда эти колдуны и колдуньи ходят в человеческом облике, их может выдать только наличие в кармане или руках ножниц. По ночам часто ходят группой. В одну такую ночь одного мари внезапно такие колдуны окружили на мосту. Жизнь его была на волоске. Но один из колдунов оказался его другом. Под страхом смерти ему велели молчать об увиденном. Об этом случае этот мари рассказал только перед смертью, назвав все имена колдунов и колдуний.

Марийские колдуны и колдуньи, Чаще это были колдуньи, по марийским сказкам, ходят от Кугече (Навруз, Пасха) да Семыка семь недель. А в ночь на Семык идут на кладбище и выполняют разные обряды. Но чтобы выполнить обряд, нужно было два человека. Одна из колдуний залезала на дерево и спускалась вниз головой, другая лежала на земле, изображаю больную или искалеченную…

В ночь на Семык деревням и людям угрожали и другие опасности. Поэтому мари не спали всю ночь. После полуночи иногда стреляли из ружей, щёлкали кнутом, пропитанным лошадиным потом, жгли костёр. Иногда для охраны деревни нанимали какого-нибудь подростка из другой деревни. Перед дежурством его хорошо кормили, а туром, заплатив за работу, изгоняли из деревни, «избивая» розгами.

(Окончание будет).

Вячеслав Камилянов.

О марийском празднике Семык (начало)
О марийском празднике Семык (начало)
Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: