«Скорую» не зря называют «передовой» медицины. Именно от действий врачей в первые минуты вызова, от их оперативной оценки состояния больного часто зависит, останется ли человек жив.
Нередко люди в белых халатах работают в экстремальных условиях, днем и ночью, в любую погоду, дома, на дачах, дорогах, улицах и в темных дворах спасают людей, попавших в аварии, ставших жертвами несчастного случая или преступления, мучимых тяжкими недугами. С какими жалобами на свое здоровье чаще всего люди звонят по номеру 03? В каких случаях стоит немедленно вызвать бригаду «скорой», а в каких достаточно будет амбулаторного приема? На эти и другие вопросы нам ответила старший фельдшер отделения скорой медицинской помощи ЦРБ Т. Манаева.
— Татьяна Владиславовна, сначала расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.
— В нашем районе работают две бригады скорой помощи: в Чураево и Мишкино. В каждой из них по четыре фельдшера и четыре водителя, два автомобиля класса «А», два автомобиля класса «Б», пять медсестер по приему и передаче вызовов. По Мишкино — фельдшера: Т. Манаева, В. Яваев, Ю. Капеева, В. Зайцева; водители: В. Иванов, В. Шамиданов, Р. Султаншин, Х. Абхаликов; медсестры: С. Мазитова, М. Айгузина, А. Иванова, Л. Бакрадзе, А. Имаева. За спиной многих из них многолетний опыт работы в «скорой».
— Кого же должна обслуживать «Скорая»?
— Тех, чье состояние требует срочного вмешательства, иначе возможен смертельный исход, либо, человек станет инвалидом. Само собой, — это пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях, при пожарах и прочих бедствиях, отравленные при промышленных и тому подобных катастрофах. Если вдруг случился инфаркт — этим должна заниматься «Скорая». Внезапно руки-ноги отнялись — «Скорая». Непременно следует обращаться к «Скорой», если обнаружен человек в бессознательном состоянии.
Единственное, когда «Скорую» следует вызвать к здоровым — это к беременным, почувствовавшим приближение родов, для перевозки в роддом.
— Как же происходит на деле?
— А вот как. Почтенная дама преклонных лет уже много лет страдает от того, что у нее «скачет давление», а она от головной боли принимает цитрамон, который гипертоникам не только не помогает, но и смертельно опасен!
И вот, измучившись в очередной раз своей головной болью, дама эта все же измеряет давление, определяет его высоким (чуть выше возрастного), ничего в связи с этим не предпринимает, укладывается в кровать и вызывает «Скорую». Аналогично выглядит ситуация и в распространенных случаях вызовов при головной боли, температуре (у взрослых), нервных стрессах. Все подобные пациенты должны в плановом порядке проходить обследование и лечение в поликлиниках, но никак не прибегать к услугам «Скорой», отвлекая медиков от действительно серьезных вызовов.
— Имеют ли право медики «Скорой» назначить лечение?
— Назначение не входит в их обязанности, да это и понятно — назначивший лечение должен следить за эффективностью лекарств, и, в случае надобности, вносить поправки в назначения, а мы пациента видим, может быть, в первый и последний раз. Так что, просьбы «посмотреть лекарства», бережно хранимые в тумбочках и шкафчиках, медики выполняют лишь из душевной доброты.
— Сколько вызовов у вас бывает за день, и больше всего с какими жалобами к вам обращаются?
— За день к нам поступают от 15 и более звонков. Основной жалобой, конечно же, является давление. Это наши бабульки и дедульки, многие из которых страдают гипертонией давно, и наша помощь им все-таки нужна.
Экстренно мы выезжаем к детям, когда у них высокая температура, рвота, понос, боль в животе.
Бывают порезы, обморожения и другие проблемные вызовы.
— Самая большая проблема в «Скорой»…
— Текучесть кадров — у нас катастрофически не хватает фельдшеров, но из-за маленькой зарплаты молодые специалисты не очень-то к нам спешат, поэтому приходится работать не только сутки, но несколько суток подряд.
Поговорив с персоналом скорой помощи я подумала, что эти люди обладают железными нервами, терпением, добрым сердцем, способным разделить чужую боль, что на этой работе могут трудиться только фанаты своего дела.