В старину мари, как и многие другие финно-угры, медведя считали своим мифическим предком. Медведь также считался символом солнца.
Мари в древности, чаще всего, именно медведя считали божеством Чодыра он или Чодыра оза (Хозяин леса). Вернее, он представлялся медведем огромного размера.
У мари не сохранилось древнее финно-угорское название медведя. «Маска» (медведь) - слово, скорее всего, заимствованное с балтских языков. Например, на литовском медведь – meška. Похожим словом медведя называют эрзя – мачка, моска. Но у них есть и слово «овто», которое похоже на марийское «овда» - человекоподобное лесное существо. Возможно, мари «овдами» называли некие лесные племена, почитающие медведя более, чем они сами. Например, угров, близких к манси. Ведь среди мари есть племена «муш», «мушмарий», самоназвание которых близко по звучанию к угорскому племени «мось».
День прилета диких гусей (Кайыккомбо-влак пӧртылмӧ кече). Мари гусей, наряду с медведем, считали своими предками. Женищины-марийки, накинув на плечи белые полотенца или платки, на праздниках называли себя белыми гусынями. В самую короткую ночь марийские женщины купались в священных озерах, которые часто назывались «Комбо ер» («Гусиное озеро»). По рассказам, они при этом принимали облик гусей.
Знаменитый марийский танец «Кандыра» или «Тывырдык» изначально был гусиным танцем. Но со временем стал более быстрым и ритмичным.
Если дикие гуси прилетают в этот день, год будет урожайным. Если погода туманная, лето будет дождливым. Если жаворонок прилетает раньше зяблика, весна будет теплой, если раньше зяблик – холодной.