Все новости
Общество
1 Апреля , 07:00

Марийский календарь на каждый день. 1 апреля – День беления холста (Вынерым ошемдыме кече).

1 апреля – День беления холста (Вынерым ошемдыме кече).

Марийский календарь на каждый день. 1 апреля – День беления холста (Вынерым ошемдыме кече).
Марийский календарь на каждый день. 1 апреля – День беления холста (Вынерым ошемдыме кече).

В старину с этого дня начинали белить холст. Для этого холсты расстилали на весеннем снегу. Одежду мари, в основном, делали из конопли. Лён больше использовали горные мари. У восточных мари почти вся одежда была конопляной.

При выращивании конопли просили помощи у божества Кыне перке (Изобилие конопли). Особую жертву этому божеству не давали, просто просили хорошего урожая во время моления Кӱсӧ (моление во время или после летнего солнцестояния). Также просили хорошего урожая у духа Кыне тӱҥ – Кынем кучышо (Основа, глава конопли – держащий коноплю).

День кутного бога (Кудыводыж кече, Кудо єрт кече, Кудерт кече). Домового русские иногда называют кутным богов – это финно-угроское влияние. Мари домового называют кудо водыж, кудыводыж (от кудо - летний дом, хата, и водыж - дух), или Кудо єрт – Дух кудо. Но само слово кудо, скорее всего, заимствовано из иранских языков – у скифов и сарматов «kata» означало «дом, землянка», ср. авест. kata «комната, кладовая, погреб». Слова дом или шалаш звучат похоже и у многих финно-угрорских народов: у хантов шалаш – торн хот, дом на языке эрзя – кудо, по эстонски – kodu, по карельски и фински – kodi.

Кудыводыж у мари – хранитель семьи и рода. Его в разных местах чествовали по-разному. Из записей исследователя Георги, с старину в марийских кудо были идолы в виде «одетой в мужское платье куклы, которых клали в сделанный из бересты ящик. В некоторых деревнях кудыводыжом называли пучок ветвей, который держали в переднем углу кудо. Некоторые эти пучки веток меняли каждый год. То есть, изгоняя старого духа, приглашали в кудо молодого. Обряд в разных метах проходил в разное время – от весеннего равноденствия до солнечного солнцестояния. Что интересно, девушка, недавно вышедшая замуж, продолжала молиться своему семейному кудыводыж в кудо родителей. Более зрелая замужняя женщина молилась уже кудыводыжу своего мужа. Считалось, что кудыводыж обитает не только в кудо, но и там, где оно некогда стояло. Человек, выбранившийся или бросивший мусор на месте обитания кутного бога, может заболеть.

После того, как мари перестали строить кудо, кудыводыж переселился в дом. Их начали называть Сурт оза, Сурт кува, Поэтому в доме между стеной и печной трубой висели кузовки из березовой коры, они наполнялись кашей, киселем или кусками блинов. Лапти же у мари, в основном, связаны с шўкшондалами (дословно - старыми лаптями). Они близки к кудыводыжам, но являются уже другими духами дома, близкими во многом к русским кикиморам.

Если в этот день встретить белого зайца, вскоре выпадет снег. Зяблик сверчит к ненастью и холоду. Дубрава потемнела – к оттепели.

 

Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: