Главная природная достопримечательность нашего села, конечно же, великолепный сосняк на Горе! А ведь его могло здесь и не быть вовсе. Заслуга в этом двух людей – Николая Яковлевича Антипина и Николая Трофимовича Лысенко. Первый был в Мишкино лесничим и идея озеленить голую, продуваемую всеми ветрами, Гору принадлежала именно ему. А Лысенко в эти годы занимал должность председателя райсовета и всецело поддержал это начинание молодого специалиста. Эта поддержка была очень важна – сомневающихся в успехе дела было немало. Что вырастет на голых камнях? Зачем лишний труд и затраты? Какой смысл в этих посадках – к Горе с ее голыми склонами и так все привыкли. Но решительность и умелые действия этих двух людей победили косность и инерцию – работа закипела. Было это в самом конце пятидесятых годов прошлого века...
А ведь все могло быть иначе. Через три года после начала масштабных работ по озеленению Горы (а работали здесь в сезон на субботниках все – от школьников до служащих организаций), в стране начались масштабные реформы по укрупнению районов и повышению эффективности управления территориями. Наш район, как самостоятельная административная единица, перестал существовать – с 1962 года он вошел в Бирское территориальное колхозно-совхозное производственное объединение. В Мишкино из всех организаций остался только сельсовет, председателем которого был Б.Я.Янышев. В таких условиях о продолжении работ по озеленению Горы (что никакого хозяйственного значения не имело) можно было и не мечтать. Они и прекратилось. К счастью, основная часть работ была уже сделана, но вот засадить соснами Гору полностью так и не удалось. В 1965 году все вернулось «на круги своя» - вновь Мишкино стало районным центром, вновь в него вернулись все организации и предприятия. Но вопрос о продолжении работ по озеленению Горы уже не поднимался – другие, более масштабные задачи ставило время. Капитальное строительство стало приоритетом на ближайшие двадцать лет. Типовые здания ферм и машинных дворов, детские сады, больницы, школы, многоквартирные дома, клубы – все это стало строиться в то время и довольно интенсивно…
А на Горе тем временем подрастал молодой сосняк – деревья прижились и чувствовали себя как нельзя лучше. Да и не сомневался Николай Яковлевич Антипин, что так будет. Ведь еще за несколько лет до этого метод озеленение молодым сосняком был им опробован - засажен склон оврага, разделяющего Мишкино и Староваськино. К моменту начала работ на Горе эти сосенки уже встали в хороший рост и с каждым годом его все прибавляли и прибавляли. Всех они радовали, всех - кроме детей из Ташкента - у тех здесь на крутом склоне возле самой дороги уже много лет было «освоено» место для катания на санках. Теперь это стало невозможным. Зато появилось другое развлечение – сбор грибов. Маслята и рыжики – верные спутники молодых сосняков – не замедлили со своим появлением. Но посадки были уж больно малы! За день-два их прочесывали вдоль и поперек, не оставляя опоздавшему к массовому «выходу» грибов любителю «тихой охоты» никаких шансов. Вот Гора, засаженная вдоль всего Мишкино и даже далее – до Староваськино – вот там уж грибов должно хватить всем! Так и случилось – сбор грибов на Горе в сезон привлекал сотни людей. Десятки лет, пока сосняк был в категории «молодых посадок» росли тут в изобилии и рыжики, и маслята. Все привыкли к тому, что есть у нас рядом свои грибные места, только мост через Иняк перейти – и вот они, гуляй по ровным рядам между соснами, предавайся любимому делу. Казалось, так будет всегда. Но лес рос, в нем проходили какие-то свои, неведомые человеку, процессы, одним из которых стало к девяностым годам полное исчезновение грибов. Пройдет время, наш сосняк состарится – а до этого ему еще далеко – и в нем вновь появятся грибы, причем не только маслята и рыжики. И шампиньоны, и лисички, и даже, может быть, белые. Кто знает? Неисповедимы пути грибницы под толстой хвойной подстилкой, все еще тайной для ученых является жизнь грибной братии, которую они до сих пор не знают, как определять – то ли это животные, то ли растения?
Молодой сосняк с самого своего начала, с первых же лет, сделал Гору местом очень популярным. Сфотографироваться на фоне подрастающих стройных рядов молодых сосенок стало общим увлечением. А в традиционные сабантуи появилась «мода» забраться на Гору большой компанией и устроить где-нибудь повыше на склоне подходящий случаю пикник. Упаковок тогда у продуктов не было, все заворачивали при продаже в кульки из серой оберточной бумаги, поэтому ни полиэтиленовых пакетов, ни всяких «тетрапаков» и уж тем более пластиковых бутылок на месте таких «пикников» не оставалось. А вот стеклянных валялось после сабантуя во множестве. Но их быстро собирали предприимчивые старушки – пустые бутылки стоили денег и даже совсем не малых. Двенадцать копеек пол-литровая (из под водки, пива или лимонада), девять копеек – из-под «чекушки». Хлеб стоил от шестнадцати до двадцати пяти копеек, так что смысл собирать и сдавать бутылки был. Конкуренцию бабушкам составляли нередко дети, тоже промышляющие сбором бутылок, так что Гора после сабантуя очищалась от стеклянной тары буквально за день-два. Исключением было лето 1976 года, когда прямо во время сабантуя мост через Иняк завалился на бок, не выдержав веса скопившегося на нем народа, собравшегося посмотреть на аттракцион – хождение по бревну над водой, устроенного в тот год прямо рядом с мостом. Мост потом вытащили на берег, где он и простоял все лето. Старушкам путь к заветным бутылкам был отрезан, а вот подростки постарше на этом происшествии заработали – сколотили плотик и потом всю неделю собирали на Горе бутылки, радуясь отсутствию конкурентов-пенсионеров…
Сейчас Гора между соснами всплошную зарастает подростом – разными кустарниками, типа «волчьих ягод», рябиной, даже яблонь несколько выросло возле Белого камня. Раньше этого не было – чистые проходы между рядами сосен были усыпаны только старой хвоей с растущей редкими островками травой. Школьников часто посылали чистить Гору от старых нижних сухих веток, так что сосняк тогда больше напоминал не лес, а парковые насаждения. Собирали школьники и сосновые шишки. В сентябре проходил слух, что «лесник уже ездит». Мигом собирались ватаги желающих заработать рубль-другой – и на Гору! Шишки были зелеными, крепкими, за ними надо было полазить по уже высоко вставшим стволам, но за час-два набиралось несколько килограммов. Лесник ездил между рядами на лошади с телегой, принимал шишки, платил деньги – все были довольны. Ну, а ближе к вечеру на Гору тянулись компании любителей выпить «на свежем воздухе» - это тоже было обычным делом. Еще позже – к ночи – погулять на Горе среди сосен приходили молодые пары – тоже массовое явление тех лет…
Напротив Белого камня – а мест с таким названием на Горе два, одно как раз напротив сабантуйской площади (вот про него и речь) – многие годы были стрельбища. И милиция здесь тренировала своих работников, и практические занятия по НВП (начальной военной подготовке) у школьников проходили – стреляли из «мелкашки». Искать потом пули на той стороне Иняка в крутом обрыве среди камней было частым занятием детворы. Особенно радовались, если попадались пистолетные или даже автоматные пули в прочной оболочке, но и свинцовые «мелкашечьи» тоже собирали.
На Горе нередко видели лосей, забегавших сюда из лесов со Второго Иняка. Иногда даже и по улицам села пробегал такой могучий голенастый красавец с большими рогами. Появились в сосняке и белки, лисы тоже не были редкостью, ну, а уж мелкого зверья – кротов, ежей, мышей всяких видов, землероек развелось во множестве – природа пустоты не терпит, сосняк на горе превратился в настоящий лесной массив, живущий по своим естественным законам. Лет пятнадцать-двадцать назад человек вмешался в эту жизнь, сосняк прорезали длинные поперечные коридоры «санитарной рубки». Эти просеки хорошо были видны с улиц села, но красоты Горе они не добавили нисколько, а скорее наоборот – вид был подпорчен. Но постепенно лес взял свое – просеки из глаз исчезли. Был в сосняке и пожар несколько лет назад – горела понизу по весне толстая хвойная подстилка от пруда и почти до Белого камня (второго, того, что ближе к пруду), но большой беды удалось избежать – быстро потушили. Черные горелые места заросли травой, деревья тогда не пострадали. У этого второго Белого камня есть тоже своя особенность – из-под него бьют ключи. Места здесь самые глубокие, одно время здесь хорошо ловился крупный окунь, водился там раньше и налим.
Когда озеленяли Гору не забыли и про берега Иняка. Если ивы по его берегам выросли сами, то посадки березы (напротив сабантуйской площади) и тополей (ниже моста) – дело рук людей. Посадки эти ровесники сосен и тоже сейчас уже представляют из себя целые рощи…
Наша Гора с сосняком и текущим возле ее подножия Иняком – лучшее украшение нашего села, его визитная карточка. Представить село без этих природных красот трудно. А как красив вид сверху! Раньше это было недоступно, сейчас же таких видеокартинок в интернете можно посмотреть немало. Впервые же Гору, да и вообще село с высоты, можно было посмотреть еще в 1997 году, когда уже появились в селе первые видеокамеры, а на участие в сабантуе прибыл вертолет с парашютистами. Тогда и была произведена первая в истории нашего села видеосъемка и Горы с сосняком, и сабантуйской площади с народом, и села. Видеомагнитофоны были тогда уже повсеместно, так что красивыми видами с высоты птичьего полета полюбоваться удалось многим…
Гора с сосняком хороша в любое время года – хоть летом, хоть зимой. И видно ее отовсюду, со всех улиц. И заезжая в Мишкино с любой стороны, с любой дороги, первое, что видит человек – нашу Гору, наш великолепный сосняк, наше главное природное богатство, которое принадлежит всем, и которое досталось нам совершенно даром в наследие от тех людей, кто жил в нашем селе раньше, кто обустраивал его, озеленял, обихаживал. Наше дело – ценить это богатство и приумножать его…