Древние традиции чтут свято
Мари, живущие в селе Чураево, в деревне Октябрь и других соседних деревнях, особо тщетно чтят древние традиции и обряды. Здесь свадьбы, разные марийские праздники проходят с соблюдением почти всех древних ритуалов.
По словам местных жителей, никогда не забывали они и своих богов – моления в святой роще проводили и в советское время, и после развала СССР. Бывали, конечно, времена, когда не получалось поклониться древним богам. Но такие годы были редкостью. Например, моление не смогли провести в прошлом году – не нашли марийского волхва. Ситуацию исправили в этом году. На моление пригласили марийского мушана (волхва) Эсена Элая (В. Камилянов) и руководителя марийской религиозной группы «Онапу» Васли Ольоша (А. Ибулаев).
Сказать по правде, в селе Чураево и в деревне Октябрь знающих, как проходит обряд моления, немало. Один из них – Олег Миронов. Если по древнему марийскому обычаю ему на голову надеть шапку «теркупш», он смог бы и сам стать мушаном, картом или арвуем (волхвом). О. Миронов сейчас выполняет роль «учо» – помощника волхва и следит да святой рощей. Под его руководством перед молением рощу очистили и облагородили, приготовили необходимые для моления вещи. На доброе дело вышли жители села Чураево и деревни Октябрь.
Как только заходишь в святую рощу села Чураево, сразу веет седой древностью: перед молитвенными деревьями «онапу» лежат вековые камни – это места для священных костров. На этих камнях мари разжигали священные огни не один век. Увидев деревья «онапу», я сразу же вспомнил описания марийских рощ финским исследователем Хейки Паасоненом: вот стоит дерево, посвященное верховному богу Кугу Юмо, слева от него – дерево, посвященное Юмын Шукчо, справа – Юмын Пиямбару... На время показалось, что я переместился на целый век назад...
Удивил и народ, пришедший на моление. Люди все знали, что и как делать, что говорить. Никто не делал лишних, ненужных движений, не говорил лишнего, всё шло своим, особым, веками установленным порядком.
Моление игрой на гуслях украсил Васли Ольош. Ведь в старину мари на моления без гуслей (по-марийски – «кӱсле») не выходили вообще. Тем более на моление «Кӱсӧ». Ведь слова «Кӱсӧ» и «кӱсле» однокоренные. В древности мари словом «Кӱсӧ» называли бога природы. Похоже звучит имя древнего бога природы и у финнов – Хийси (сейчас значение изменилось). По карело-финским рунам, первые гусли сделал Вяйнямёйнен (у мари аналог – «Кугыеҥ» – большой человек), и сделал он их из головы щуки Хийси. Одним словом гусли – «кӱсле» считались частью бога Кӱсӧ. А тому, что Вяйнямёйнен сделал гусли из головы бога, удивляться не стоит. Бог Кӱсӧ-Хийси был многоликим. Всё живое считалось его частью. Он был и богом жизни, поэтому умирал и рождался вместе с природой. Зимой Кӱсӧ терял силу, в самую длинную ночь умирал и рождался вновь, весной – начинал набираться сил. Во время праздника «Кӱсӧ», связанным с летним солнцестоянием, он становился наиболее сильным и могущественным. По представлениям древних мари, после летнего солнцестояния в новолуние бог «Кӱсӧ» снова перерождался. В старину мари в своих «кудо» (священное строение, где жил дух-хранитель семьи «кудоводыж», расположенное во дворе) целый год хранили принесенную в это время из леса ветку, символизирующую бога природы. После моления эти ветки выносились из «кудо» и сжигались. Взамен из леса приносились новые, «живые» ветки. Так мари провожали старого Кӱсӧ и встречали молодого.
К настоящему времени, конечно, эти обряды позабыты. Но вернуть древние обычаи можно. Было бы только желание. А если за это дело возьмутся чураевцы, древние обычаи возродятся очень быстро. Ведь в этом селе древние традиции и обряды издревле чтят особо тщетно.
Эсен Элай, марийский мушан