В прошлые века Мишкинская земля считалась сердцем языческого мира. К нам приезжали исследователи даже из далекой Финляндии. Например, знаменитый исследователь финно- угорских народов Хейки Паасонен приехал к нам в апреле 1900 года и жил три месяца. В святые места «Султан Керемет», расположенные возле деревни Большесухоязово, и «Тюня кумалтыш», возле деревни Курманаево, приезжали помолиться даже жители других регионов.
После Октябрьской революции ситуация изменилась не в лучшую сторону. Но марийцы не потеряли связь со своими корнями. Кое- где, в укромных местах, они всё равно проводили свои древние обряды и смогли сохранить уникальную культуру.
В 90-е годы начался новый подъем. В Республике Марий Эл в это время образовалось немало религиозных общин, но Мишкинский район остался в стороне от этих событий. Моления, конечно, проводились, но не регулярно, а своя община так и не была организована.
В этом году была создана и официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РБ религиозная группа «Онапу» («Священное дерево»). Но у группы не оказалось своего священнослужителя, поэтому проводить моления не было возможности. Чтобы исправить ситуацию, к нам в район приехали из далекого города Клин марийский арвуй, уроженец деревни Акбулатово Денис Ямаев, Янаульского района — верховный карт общины «Марий кумалтыш» и Республики Башкортостан Геннадий Пастиев.
О Денисе Яковлевиче нужно рассказать подробнее. Он родился и вырос в деревне Староакбулатово. В 1974–1979 гг. учился в Уфимском авиационном институте им. С. Орджоникидзе. С 1979–1981 гг. работал в г. Куйбышеве (Самара) на заводе «Металлист». В феврале 1981 года был призван в ряды Вооружённых Сил СССР, где и прослужил в частях Военно-воздушных сил (ВВС). С 1988–1999 гг. служил на должности зам. начальника цеха в авиационном полку в Подмосковье (в Клину).
С декабря 1999 г. на пенсии (в запасе), живёт в г. Клин Московской области.
— Уже с 2015 года во мне появилось желание распространять традицию среди тех марийцев, которые подзабыли по разным причинам нашу религию, — рассказывает Денис Яковлевич. — Однажды на Кугече пайрем я был у себя на малой Родине и был посвящён в сан карт кугыза верховным картом Республики Башкортостан Шамратом Шамратовичем Шамыкаевым. Меня благословили на создание Московской общины марийской традиционной религии, и с этого момента у меня началась активная работа.
Денис Ямаев, чтобы осмотреть местные священные рощи и подготовить будущего «хранителя священных рощ», приехал ещё в пятницу. В субботу он, Вячеслав Камилянов и Анатолий Камилянов объездили почти все священные места в округе. Машину специально для этой цели выделила администрация Мишкинского района. За это ей хочется выразить огромную благодарность.
Группа, ведомая хорошим знатоком местности Анатолием Камиляновым, побывала в священном месте деревни Ирсаево «Шелык кумалтыш», в священной роще села Мишкино «Комбо кумалтыш», в священной дубраве деревни Ирсаево, любимом месте марийского композитора Алексея Искандарова «Кюсо кумалтыш», также называемом «Тумер», в священной роще деревни Ирсаево «Ял кумалтыш», в священной роще села Мишкино «Шукын кумалтыш», в священном месте села Мишкино «Шелык» и священной роще всей округи «Мер кумалтыш», где проходили мировые моления. По статусу эта роща уступает только мольбищу «Тюня кумалтыш». Но последняя находится в плачевном состоянии, в связи с этим роща «Мер кумалтыш» может и должна стать сердцем языческого мира.
На следующий день, 21 октября, в священной роще «Шукын кумалтыш» села Мишкино впервые в этом году прошло традиционное марийское моление. Его проводили верховный карт Янаульского района Геннадий Пастиев и арвуй города Москвы Денис Ямаев. Им помогали Олег Байдуганов из Краснокамского района и Вячеслав Камилянов. Несмотря на осенний день, народу собралось немало, около восьмидесяти человек. На радость всем среди собравшихся были не только пожилые, но и молодые люди. Многие активно помогали картам: готовили дрова, поддерживали огонь…
После моления прошел обряд посвящения в «мушана» — священнослужителя марийской традиционной религии Вячеслава Камилянова. В. Камилянов известен многим, как исследователь язычества и мифологии финно-угорских народов. На основе русского народного календаря он создает марийский народный календарь и знакомит с ним читателей районной газеты «Келшымаш», несколько лет был «учо» — помощником при проведении марийских молений.
При посвящении марийские священнослужители сами выбирают, кем будут называться. Одни называются онаенами, другие арвуями, третьи — картами и выбирают себе новое имя. Вячеслав Камилянов стал мушаном Элаем (творчес- кий псевдоним Эсен Элай).
А. Ибулаев, руководитель религиозной группы «ОНАПУ»