Все новости
Культура
17 Декабря 2021, 10:30

Каким был древний марийский календарь

Этот календарь также можно назвать древним финно-угорским

Марий календарь/Марийский календарь

Шӧртнӧ савыртыш/Золотой круг
2012 - Лудо ий/Год Утки
2013 - Маска ий/Год Медведя
2014 - Нужгол ий/Год Щуки
2015 - Шордо ий/Год Лося
2016 - Куку (Йӱксӧ) ий/Год Кукушки (Лебедя)
2017 - Луй ий/Год Куницы
2018 - Умдыр ий/Год Бобра
2019 - Имне ий/Год Коня

Ший савыртыш/Серебряный круг
2020 - Лудо ий/Год Утки
2021 - Маска ий/Год Медведя
2022 - Нужгол ий/Год Щуки
2023 - Шордо ий/Год Лося
2024 - Куку (Йӱксӧ) ий/Год Кукушки (Лебедя)
2025 - Луй ий/Год Куницы
2026 - Умдыр ий/Год Бобра
2027 - Имне ий/Год Коня

Той савыртыш/Бронзовый круг
2028 - Лудо ий/Год Утки
2029 - Маска ий/Год Медведя
2030 - Нужгол ий/Год Щуки
2031 - Шордо ий/Год Лося
2032 - Куку (Йӱксӧ) ий/Год Кукушки (Лебедя)
2033 - Луй ий/Год Куницы
2034 - Умдыр ий/Год Бобра
2035 - Имне ий/Год Коня

Кӱртньӧ савыртыш/Железный круг
2036 - Лудо ий/Год Утки
2037 - Маска ий/Год Медведя
2038 - Нужгол ий/Год Щуки
2039 - Шордо ий/Год Лося
2040 - Куку (Йӱксӧ) ий/Год Кукушки (Лебедя)
2041 - Луй ий/Год Куницы
2042 - Умдыр ий/Год Бобра
2043 - Имне ий/Год Коня

Мари, как и все финно-угры, потомки водоплавающей птицы - Утки. Утка считается Великой Матерю всего живого на земле. Гнездо этой Утки - Созвездие Утиное гнездо (Лудо пыжаш - Плеяды). Сама Утка - планета Венера (Ӱжара шӱдыр - Звезда зари). Она каждые 8 лет возвращается в своё "гнездо" - созвездие Плеяды. Венера в Плеядах в последний раз была в апреле 2020 года в следующий раз подобное явление произойдёт 3-4 апреля 2028 года.
Это время в древности считалось особенным явлением и началом нового небесного полёта Небесной Утки - Венеры. Так же отмечали полукруг - четырехлетний период. Олимпийские игры как раз связаны с этим полукругом.
В год возвращения Венеры в Плеяды прародительница - Небесная Утка почиталась больше обычного. Поэтому год посвящался именно ей.
Если Утка небесная сущность бога жизни, то Медведь (Маска) - земная, лесная сущность. Поэтому последующий год посвящался ему.
Третья, водная сущность бога жизни - Щука (Нужгол).
Четвертая, огненная сущность - Лось (Шордо). Лось одновременно связан с солнцем и со звёздами. Большую Медведицу мари называли Шордо шӱдыр (Созвездие Лося, иногда ложного Лося), Двуглавым Лосем или Настоящим Лосем - Созвездие Ориона (сейчас просторечное название - Вӱдвара шӱдыр - Созвездие Коромысла).
Кукушка и Лебедь другие сущности Великой Матери - Илыш Шочын Ава. Они связаны с Небесным столбом (Кава меҥге) и Полярной звездой (Шӱдыр). Малую Медведицу мари называли Кукушкой. А 17000 лет назад рядом с центром небесного круга находилось созвездие Лебедя.
Куница (Луй) напрямую связана с Великой матерью (у угров Калтась Эква, у мари Илыш Шочын Ава) и с Мировым деревом. По её локонам - ветвям она поднимается вверх и соединяет землю с небом.
Бобр (Умдыр) тоже связан с Великой Матерю и Мировым деревом, он спускается вниз и соединяет землю с водой. Тут вспоминается и марийская молитва о тумане: "Мланде тӱтыра каваш кӱза, кава тӱтыра мландыш вола..." ("Земной туман поднимается на небо, небесный туман опускается на землю...").
Конь (Имне) символ солнца и огненной стихии.
Четыре малых круга Венеры составляют большой 32-летний круг. Самый близкий к мари зороастрийский календарь основан именно на этом цикле. Если быть точнее, изначально он был сатурнианским, но, так как цикл сатурна примерно 29,5 лет и цикл начинает и завершается в разные месяцы, ещё в глубокой древности был исправлен с циклами Венеры.
Марийский календарь подходит для всех финно-угорских народов. Вернее, он и есть финно-угорский. В древности имена животных могли быть другими, но суть календаря от этого нисколько не меняется.
Конечно, некоторые читатели могут сказать, что мари в древности не знали ни о каких циклах Венеры. Специально для них в своём материале публикую исследовательскую работу одного из марийских исследователей -
сотрудника Медведевского историко-художественного музея М. Иванова.


Представления о Венере и отождествление последней с Праматерью-Уткой (Юмын Ава) у мари

Венера является одним из самых легко наблюдаемых небесных тел, является третьим по яркости объектом на небе (после Солнца и Луны). Марийские названия планеты:
 Чолгашӱдыр – яркая, немеркнущая звезда;
 Чолпан;
 (Кас, Эр) Ӱжарашӱдыр – звезда утренней (вечерней) зари;
 Водо ӱжара шӱдыр – звезда вечерней зари.

В Медведевском районе РМЭ распространены следующие названия, помимо представленных выше:
 Цолгашӱдыр;
 Бодошӱдыр – вечерняя звезда.
В двух последних названиях сказываются диалектные особенности царевококшайского (йошкар-олинского) говора. Остальные названия также употребляются – в Медведевском районе находится столица республики и сюда приезжают выходцы из других районов, что приводит к такому языковому разнообразию.

В ходе этнографических экспедиций, проведенных сотрудниками Медвдедевского историко-художественного музея в 2017-2019 гг. в Медведевском (д. Шихмамат, д. Арбаны, д. Кюшнур, д. Нурма, д. Нефёдкино, д. Орешкино, д. Энерӱмбал, с. Цибикнур) и Килемарском (Арды) районах удалось выяснить следующее. Некоторые информанты знают об отождествлении Юмын Ава – мамы Юмо и Йына (Керемета) – с планетой Венерой, а также о том, что Юмын Ава каждые восемь лет возвращается в созвездие Лудо пыжаш – Утиное гнездо (Плеяды). Эти информанты родились в 60-х годах XX века (1960, 1963, 1967). Однако, точно указать на источник информации, откуда они это узнали, не смогли. Кто-то ссылался на рассказы бабушек-дедушек, кто-то на школу, кто-то на СМИ. Суть заключений самих информантов примерно такова: «Знать-то я знаю. А откуда, точно не могу сказать. Может от бабушки слышал. Или в школе, что-то учили, на астрономии. А может и прочитал-увидел где.» Т.о., ссылка на данных информантов может быть некорректной в силу того, что знания они могли получить не путём передачи знаний от старших поколений к младшим по роду, а из сторонних источников – книги, газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет.
В дальнейшем удалось выйти на более старших по возрасту информантов. Двое из них были 1924 г.р., ещё одна 1934 г.р.

Фрагменты бесед, касающихся данной темы.

1. Рыбаков В.И. 1924 г.р., д Изиван
Я: (После рассказа информантом о сотворении мира Юмо и Йыном. Миф стандартный, отличающихся деталей нет)
– А куда Юмын Ава потом делась после сотворения мира?
И:– Улетела она.
–А куда знаете?
– В гнездо своё.
– Где у неё гнездо? В теплых краях?
– Нет. Это ведь не обычная утка, она – мать богов. Она в небе путешествует. И гнездо тоже в небе.
– Как и обычная дикая утка?
– Не так. Дикие утки они по небу над землей (каваште мланде ӱмбалне) летают. Юмын Ава выше летает – «сандалык каваште» – во вселенском, космическом небе. Её как утку из ружья не подстрелишь. (улыбается)
– А увидеть её можно?
– Если небо чистое, то, да, можно.
– Это Луна что ли?
– Нет. Это звезда. Юмын Ава перед луной появляется на заре. Когда солнце зашло, а луна ещё не появилась, в это время ёё увидеть можно, и ночью тоже. Мемнан кундемыште Цолгашӱдыр маныт.
– Тиде Чолгашӱдыр?
– Тыге шернур-шамыц ойлат. Ме эше Бодо шӱдыр каласена.
– Умыленам. Кушто тудын пыжашже верлана?
– Лудо пыжашым палет? Вот тушто.
– Те кызытак атласыште онцыктен кертыда мо? (Я с собой носил распечатанные листы астрономического атласа без названий созвездий и звёзд.)
– Тиде. Тыште. Тыптиде Бодо шӱдыр кая. (Показывает созвездие (звёздное скопление) Плеяд. Затем показывает Венеру.)
– Тиде Юмын Ава – тыге? (Указываю на Венеру.)
– Ане. Сандалык каваште чоҥештен коштеш.
– Значит, Юмын Ава затем в своё гнездо полетела?
– Да. Но она охраняет наш мир, поэтому не сразу туда летит, сначала у гнезда 7 раз кружит, но в гнездо не залетает. А на 8-й раз в гнездо садится, чуть отдохнёт и снова в полёт.
– Восемь лет до гнезда летит, значит?
– Да. В небо, если ночью смотреть полёт виден.
– Вы об этом в школе узнали, да?
– Нет. (смеется) Бабушка мне моя рассказала. И показала на небе. Юмын Ава хорошо видно.
2. Дружинина А.М., 1924 г.р., д. Энерӱмбал
Я: (Разговор о звёздах. )
И: «Юмо и Йын творили наш мир. Юмын Ава полетела обратно в гнездо к себе. Но как любая мама приглядывает она за нами, беспокоится. Почти подлетев к гнезду, возвращалась она, посмотреть что да как, хорошо ли всё. 7 раз подлетала она гнезду и семь раз возвращалась. На 7 раз она устала очень без отдыха летать. Солнце и Луну оставила глядеть за нашим миром. Солнце смотрит днём, Луна – ночью. А сама Юмын Ава на 8-й раз только до гнезда долетела. Долго не усидела, вновь проведать полетела. Забеспокоилась она. Днем-то Солнце за нашим миром смотрит, ночью – Луна, а когда Солнце заходит, а Луна ещё не вышла – никто не смотрит за нашим миром. Вот на вечерней и утренней заре она сама смотрит за нашим миром. Яркой звездой горит она тогда в небе, приглядывает.»

3. Малтакова Н.М., 1934 г.р., с. Цибикнур
Я: (Разговор о Цолгашӱдыр.)
– Онцыктен кертыда мо, кушто тудо? (Показываю распечатанные листы астрономического атласа без названий созвездий и звёзд.)
И: – Тыште. (Указывает на Венеру).
– А кушто Лудо пыжаш верланен шинца?
– Тыште уке. (Специально подал лист, на котором звёздное скопление Плеяд отсутствует.) Цылам онцаш кылеш. (Смотрит остальные листы). Тыште. (Указывает на созвездие Плеяд.)
–Те кодшо гана сӧрымашым пуэнда: тошто ойлымашым Юмын Ава нерген каласкалаш.
– Шарнем-шарнем. Колышт.
«Юмо и Йын (здесь звучание скорее близко к [йоон/йён]) творили наш мир. Юмын Ава полетела обратно в гнездо к себе. Но как любая мама приглядывает она за нами, беспокоится. Почти подлетев к гнезду, возвращалась она, посмотреть что да как, хорошо ли всё. 7 раз подлетала она гнезду и семь раз возвращалась. На 7 раз она устала очень без отдыха летать. Солнце и Луну оставила глядеть за нашим миром. Солнце смотрит днём, Луна – ночью. А сама Юмын Ава на 8-й раз только до гнезда долетела. Долго не усидела, вновь проведать полетела. Забеспокоилась она. Днем-то Солнце за нашим миром смотрит, ночью – Луна, а когда Солнце заходит, а Луна ещё не вышла – никто не смотрит за нашим миром. Вот на вечерней заре она сама смотрит за нашим миром. Яркой звездой горит она тогда в небе, приглядывает.»
– Цолгашӱдыр тиде Юмын Ава тыге лектеш?
– Ане. Цолгашӱдырым кастене лиеш ужаш, да йӱд каваште эше.
– Цолгашӱдырым эше Бодо шӱдыр маныт, вет?
– Ане.Тыгакак маныт.
– Эр Ӱжара шӱдырымат, ужында мо?
– Ане. Тудым эрдене вел ужаш лиеш.
– Эр Ӱжара шӱдыр да Бодо шӱдыр ала-гузе кылым куцат мо? Куце шонеда?
– Конешне, мемнан тӱняште ме – мари калык, пӱртӱс, юмо-шамыц цыла ваш-ваш кылым куцена.
– Мыньат тыге шонем. Шӱдыр-влак пӧртылаш гын – Бодо шӱдыр да Эр Ӱжара шӱдыр тиде ик шӱдыр, але уке?
– Уке, икте огыл. Тӱрлӧ.
Таким образом, по сведениям третьего информанта (как и двух других), Юмын Ава непосредственно связана с Венерой. Также информанты знакомы и с восьмилетним циклом прохождения планеты через звёздное скопление Плеяд. Существовало также предание, которое объясняло (описывало) такое движение Венеры. Сведения двух последних информантов по поводу этого предания различаются. Третий информант связывает Венеру лишь со звездой вечерней зари; звезда же утренней зари, по её мнению, с Венерой не связана. По словам самих информантов знания были переданы им от старших членов рода. Влияние книг, СМИ, отсылок к школьным знаниям мною не обнаружено.

Информация собрана в ходе этнографических экспедиций сотрудником Медведевского историко-художественного музея Ивановым М.И.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи представление об астрономических знаниях древних мари у людей изменится. Мари, как и другие финно-угры, в древности знали не только о циклах луны, но и видимых глазам планет. Сохранились сведения и о звезде Антарес, которую мари называли «Тул шӱдыр» (Огненная зввезда»). Но это уже другая история.

Эсен Элай, марийский мушан.

Автор:Вячеслав Камилянов
Читайте нас: