Все новости
Культура
22 Июня 2018, 12:38

В Мишкинском районе прошел III открытый фестиваль марийского танца «Кушталташ йодеш чонемже» («Душа просит танца»)

Если песня — это сердце народа, то танец — душа. Не зря ведь конкурсу дали именно такое название — «Душа просит танца». Мы в наше время, к сожалению, значение танца воспринимаем не совсем верно.

Если песня — это сердце народа, то танец — душа. Не зря ведь конкурсу дали именно такое название — «Душа просит танца». Мы в наше время, к сожалению, значение танца воспринимаем не совсем верно.


Танец, хотя и остается частью духовной культуры народа, для нас сейчас стал одним из видов развлечений. При этом мы часто забываем о его мифологической и духовной стороне. В древности танец был неотъемлемой частью народных праздников, ритуалов и обрядов. Танцы связывали поколения, объединяли различные роды и племена. Они рассказывали о том, как спустились с неба на землю, принявшие образ птиц боги и, качаясь на волшебных крылатых качелях, создали или помогали создавать всё живое на земле. В марийских танцах отчетливо видны движения тотемных животных, в первую очередь, медведя, гусей (уток) и лошадей, что не удивительно. Ведь один из главных богов мари — великий зиждитель Кугу Илыш Шочын (в древности верховный бог) чаще всего являлся перед людьми в образе медведя, а Илыш Шочын Ава (Великая Мать — прародительница жизни) спустилась с неба на землю в образе водоплавающей птицы. Большую роль в жизни мари играли кони. Они считались крыльями человека. Первопредок всех людей и бог общественной, мирской жизни Мер Юмо (другие имена — Кугече Юмо, Кугыен, Юмо Серлагыш) спускался на землю на волшебном коне и назывался в древности ещё и небесным всадником. Именно в честь этого бога делались знаменитые коньковые подвески-обереги. Изображался Мер Юмо (у славян — Даждьбог) и на крышах домов, именно от коня этого бога происходит строительный термин «конёк». Если «конёк» (конь бога Мер Юмо — Даждьбога) в древности служил своеобразным оберегом дома, теперь выполняет чисто технические функции… Конечно же, многие из танцоров всего этого не знают, но они повторяют передающиеся из поколения в поколение движения и, не осознавая этого, удивительным языком танца рассказывают о временах давно забытых, ставших частью народного мифа.


Но вернемся к фестивалю. В нем участвовали 11 коллективов из Мишкинского, Калтасинского, Краснокамского, Нуримановского и Бирского районов. Фестиваль должен был пройти на Сосновской земле возле красивой и древней дубравы, но погода внесла некоторые изменения: небо заволокло тучами и открытая сцена стала небезопасной для выступающих.


После недолгого совещания, было решено перенести праздник в Дом культуры деревни Большесухоязово. Через некоторое время машины длинной вереницей потянулись в сторону сельского Дома культуры… Фестиваль марийского танца «Кушталташ йодеш чонемже» в этом году прошел именно там. Оценивали конкурсантов заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Виталий Сагадеев, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Российской Федерации Яныбай Янгубаев и балетмейстер народного ансамбля танца «Эрвий» (с. Калтасы) — прошлогоднего победителя фестиваля, Алла Семенова.


Открыли фестиваль задорными танцами ансамбль «Вўд толкын» и народный ансамбль марийского танца «Юго» д. Сосновка. С приветственным словом выступили заместитель главы администрации МР Мишкинский район Л. Александрова, председатель жюри Я. Янгубаев и глава СП Большесухоязовский сельсовет И. Айгузин.


После знакомства с конкурсантами на сцену вышли прошлогодние победители фестиваля — народный ансамбль танца «Эрвий» села Калтасы. Они вынесли на сцену флаг фестиваля, и начался настоящий танцевальный праздник.


Описывать танцы, на мой взгляд, невозможно. Их нужно видеть. Ведь невозможно описать блеск глаз танцоров, милую улыбку девушек, задор парней и вдохновенные выступления артистов постарше. Скажу одно: жюри было нелегко выбрать самого достойного из достойных — победителя. Отдельное слово нужно сказать о «веревочке», которую «сплели» участники и гости фестиваля во время совещания жюри в фойе сельского Дома культуры. Глядя на задорный танец молодых девушек и парней, в сердце затеплилась вера за будущее марийского народа: пока жив танец «Тывырдык», будет жить и народ. Ведь этот танец связывает мари с седой древностью и далёкими предками, объединяет жителей разных деревень и районов. Этот танец своеобразный «гимн» восточных мари, «гимн» зарождающий любовь и гордость в сердце за свой край, за свой народ и культуру.


После совещания жюри подвело итоги. Победителей оценивали в различных номинациях. В номинации «Дуэт» победил семейный ансамбль Асеевых из д. Старобедеево Нуримановского района. Под аккомпанемент гармони и тўмыра они исполнили дуэтные танцевальные композиции «Савуш ден оръен» («Шафер и невеста») и «Вашлиймаш» («Встреча»). В номинации «Соло» — Алина Асеева. Также на высоком уровне в этих номинациях выступили участники художественной самодеятельности Каргинского сельского клуба Мишкинского района (диплом 3 степени — соло, диплом 2 степени — дуэт).


В номинации «Малые ансамбли» дипломом III степени отмечен ансамбль «Арама» (д. Малосухоязово, Бирский район), дипломами II степени — фольклорный танцевальный коллектив «Яндар» (д. Сазово, Калтасинский район) и фольклорный семейный ансамбль «Акарт» (д. Баймурзино).


В номинации «Большие ансамбли» места распределились следующим образом: дипломами III степени отмечены танцевальный коллектив «Рвезе пагыт» (д. Большесухоязово), фольклорный танцевальный коллектив «Марий кумыл» (д. Большекуразово, Калтасинский район), фольклорный танцевальный коллектив «Вўд толкын» (д. Сосновка); дипломом II степени — танцевальный коллектив «Рвезылык» (д. Тынбаево); дипломом I степени — горячо любимый в районе народный ансамбль танца «Юго» деревни Сосновка.


Победителем — обладателем Гран-при фестиваля «Кушталташ йодеш чонемже‑2018» стал образцовый хореографический коллектив «Талисман» с. Куяново Краснокамского района. Мы верим, что этот коллектив станет настоящим талисманом марийского народа и будет способствовать развитию марийского языка и культуры.

В. Камилянов