В настоящее время словом Кӱсӧ (Кюсо) у мари обозначаются праздники, связанные праздники, связанные с летним, зимним солнцестояниями и священные рощи. Но, если проанализировать слово, то оно очень похоже на имя финского божества Хийси. Поэтому можно утверждать, что в древности это было имя божества леса и природы. Ведь первые Кӱсӧ распологались не в рощах, а в середине леса. Священные места превратились в рощи только после выкорчевывания леса.
Некоторые группы мари вместо Зимнего Кӱсӧ проводят осеннее (Шыже Кӱсӧ), которое попадает на середину между осенним равноденствием (21-22 сентября) и зимним солнцестоянием (21-22 декабря). Если летнее Кӱсӧ может начаться, после новолуния, как до, так и после солнцестояния, то зимнее Кӱсӧ проходит всегда до солнцестояния - к 21 декабря должно закончиться (начинается после новолуния). Это связано с тем, что в старину после зимнего солнцестояния начинался уже другой поаздник - Шочйол, Шыртйол или Шорыкйол - аналог персидской Ялды, славянской Коляды и германского Йоля. Зимнее Кӱсӧ проходит в той же роще, что и летнее.
День вышивания узоров (Тӱрым тӱрлымӧ кече). По некоторым представлениям, узоры вышитые в этот день имеют магическую силу, поэтому марийские девушки в старину главные узоры-обереги старались вышить или дошить именно в этот день.
Если этот день тихий и морозный, зима будет мягкой и снежной. Синицы прячутся в укрытиях - к метели. Синицы чирикают с утра - ночью ударят морозы. Если в этот день начинается вьюга, лето будет дождливым.