В этот день мари в старину просили у Теле Миколо или Кугурака помочь пережить зиму.
Имя Миколы зимнего вошло в марийское язычество по влиянием христианства. Его мари почитают как народного заступника, покровителя урожая, земледелия, ратного дела. По сути, он посредникаю между людьми и Юмо. В этом он очень похож на божеств Юмын Пиямбар (Помощник Юмо) и Кугурак (Старший среди духов предков). Что интересно, некоторые мари считают Пиямбара (Пиамбар - у некоторых мари это не помощник Юмо, а женская богиня, часто фигурирует рядом с Юмынӱдыр (Дочь Юмо) женой Кугурака (Старшего).
У друхих мари Кугурак или Кугырак Пиямбар - помощник Кугурака. В молитвах у Кугурак Пиямбара просят домашнго, семейного и хозяйственного благополучия.
Миколо юмо и Кугурак очень похожи. Кугурак в мифах считается либо младшим братом бога, либо ходатаем от народа к богу, то есть он посредник между Юмо и людьми, а посредниками, конечно, являются предки, в первую очередь, божественный первопредок. Понятное дело, почему Кугурак исцеляет людей, помогает им, посылает удачу - он заботится о своих внуках.
В одном из преданий К. выступает как культурный герой, познакомивший мари с железными орудиями труда и давший им возможность перейти к оседлому образу жизни, заняться земледелием. Тут тоже явно прослеживаются черты божественного первопредка. Кугурак так же связан, как и многие кереметы, с какой-нибудь горой. Недаром его мать - Курык Ава (Мать горы).
День выпадения инея (Пӧрш вочмо кече). Если в это утро выпадает иней - к урожаю овса. Если в этот день метель заметёт дороги, будет заметать всю зиму. Сколько будет снега к этому дню, такой и вырастет трава.