Все новости
Общество
28 Октября 2018, 12:05

И механик, и кулинар…

О таких умельцах, как Сабир Хатмуллин, в народе говорят: «Мастер на все руки»

О таких умельцах, как Сабир Хатмуллин, в народе говорят: «Мастер на все руки»
Юбиляр, отметивший недавно свое 90-летие, родился в деревне Кигазытамаково третьим ребенком в семье.
Глава семейства, к сожалению, рано умер. Детей поднимать и ставить на ноги пришлось Марзие — хранительнице домашнего очага, поэтому они с детства научились и мужской, и женской работе. Не зря же народная пословица гласит: «Голод — не тетка, пирожка не поднесет». Каждый из пятерых детей, которые росли в семье Хатмуллиных, умели и топор в руках держать, и стол на быструю руку собрать.
— Папа у нас мастер на все руки, — с гордостью говорит старшая дочь Сабира Хатмуллиновича Альфия. — Он научил нас всем премудростям кухни. Когда мама была жива, все делала она. А мы с сестренкой принимали это как должное, не вникали в подробности. Она, к сожалению, покинула нас очень рано, отец заменил нам и хранительницу очага, и себя. Помню, еще мама всегда говорила, что почему-то у отца и хлеб, и выпечка, и супы получаются вкуснее. Мы тогда смеялись, только со временем я поняла, что она была права, у отца — «золотые» руки.
Когда умер отец (это была осень 1941 года), Сабиру было 13 лет. Два брата были чуть старше, а двум младшим было всего ничего. Мать с утра до ночи пропадала в поле. Все хозяйственные работы легли на плечи мальчиков, они успевали работать и дома, и в хозяйстве — были надежным плечом для матери.
Армию парню заменила шахта. С 1949 по 1951 годы он добывал уголь в Прокопьевске. До сих пор те далекие годы ветеран вспоминает со слезами на глазах.
— Из каждой деревни района на шахту отправляли по два человека, — вспоминает Сабир абый. — Мы знали друг друга, общались многие годы. На сегодняшний день из этих людей нас осталось только двое. Лежу ночью, сон не идет, и я вспоминаю каждого из них, как мы жили и работали…
В 1952 году юноша встретил свою вторую половинку — красавицу Таскиру. Сыграли скромную свадьбу. На работу новоиспеченный муж устроился водителем в город Бирск. Два года он колесил по колхозам и совхозам республики во время страды, а потом решил укорениться на малой родине. Молодые построили дом, завели хозяйство.
Не получилось… После очередных выяснений отношений с руководством колхоза, Сабир Хатмуллинович подался в ра- йонный центр, устроился механиком в коммунхоз.
— Сказать устроился — это слишком громко. Тогда у коммунхоза была одна земля, огороженная штакетниками. Ни конторы, ни коллектива. Зато был начальник — Ситдиков из Кушнаренковского района. Он и назначил меня механиком. Работы я никогда не боялся, поэтому заменял всех, кого мог — был и водителем, и пилорамщиком, и монтером, и слесарем, и токарем. И руководители, и рабочие всегда прислушивались к моим советам. Представляете, назывались мы коммунальным хозяйством, а своего ничего не было — сварочный аппарат занимали у одних, инструменты — у других. И руководители менялись, как перчатки. Когда предприятие возглавил М. Буляков, дела пошли в гору — начали приобретать оборудование, прекратилась утечка в коллективе. Организация наша вошла в число передовых производств не только в районе, но и в республике. А я как был принят на работу механиком, так и до пенсии остался им. Вот так пролетели 20 лет.
За эти годы много чего произошло и в жизни юбиляра: вместе с супругой они построили дом, облагородили усадьбу, вырастили и дали путевку в жизнь двум дочерям.
Где стоит дом Хатмуллиных, раньше был пустырь. Фактически, они — первопроходцы. Остальные дома появились намного позже. Каждый раз, когда выезжал по делам, Сабир абый привозил из своих поездок какое-нибудь растение, плодово-ягодное дерево. Так у них появился неописуемо красивый сад, где дружно растут пять или шесть сортов яблонь, терн, вишня. Особую прелесть в осеннюю пору создают ярко пламенеющие под лучами солнца рябины и калины.
— Нашему саду нет слов, — говорит с гордостью хозяин. — Он нас кормит — каждый год подпол наполняется вкусными вареньями и соленьями. Мне одному много не надо, но я люблю угощать всеми заготовками своих детей, внуков, родных, близких, соседей.
Еще одним увлечением Сабира Хатмуллиновича является пчеловодство. Он их держал до прошлого года, сам смотрел — было время число пчелосемей доходило до 30. Ульи тоже мастерил сам хозяин. Но с прошлого года у ветерана здоровье шалит, поэтому он их продал, раздал родным.
Сейчас в хозяйстве у юбиляра только кролики. Дети уговаривают его продать и их, но он не согласен.
— А что я тогда буду делать? — возмущенно смотрит ветеран на дочь. — Мне же нужно двигаться, ведь движение — это и есть жизнь. Новости дня я могу смотреть и вечером.
Да, несмотря не преклонный возраст, Сабир Хатмуллинович не любит бездельничать. В один мой приход, он только что зашел из сада.
— Немного калину собрал, и яблок, — сказал он улыбаясь. — В хозяйстве пригодится, может что-нибудь закатаю.
Вот такой ветеран-непоседа живет рядом с нами. Он не жалуется на жизнь, а вместе с детьми, внуками, правнуками с радостью встречает каждый день, данный ему Богом.
Читайте нас: